Аккорд A можно легко запомнить и быстро выучить. Ведь все три ноты располагаются на одном ладу. В некоторых случая может показаться, что взять три струны в пределах одного лада сложно. Но в начале грифа лады достаточно широкие, поэтому у новичков не должно возникать трудностей.
Структура аккорда
А аккорд представляет собой трезвучие мажорного лада, соответственно.
В гитарной музыке в основном используется обозначение A. В теории существует еще АМ и Amaj.
Аккорд А включается в себя три ноты: ля (A), до-диез (C#), ми (E).
Эти ноты формируют интервальный состав мажорного трезвучия: ля – до-диез (бол. терция) – до-диез – ми (мал. терция).
Аппликатуры
Как и многие другие аккорды, А берется на разных позициях.
Аппликатуры представлены в виде схем, на которых изображены:
- Вертикальные линии – струны (слева шестая, справа первая);
- Горизонтальные линии – лады;
- Точки с цифрами – место, где зажимается струна и палец;
- Римские цифры – номер лада;
- «Крестик» – не используемая в аккорде струна;
- Круг – открытая струна.
Пальцы обозначены арабскими цифрами, где:
- Указательный;
- Средний;
- Безымянный;
- Мизинец.
Большой палец не обозначается, так как он не участвует в расположении аккордов на грифе.
Аккорд A на гитаре на 2 ладу
Как уже говорилось выше, все три струны необходимо брать на 2 ладу. Эта вариация А имеет довольно простую схему:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 4 | 2 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 2 |
Мизинец | — | — |
6-ая струна в ля-мажоре на втором ладу не должна звучать. Если используется прием игры боем, то она должны быть приглушена.
Этот способ взятия аккорда А на гитаре называют еще А в открытой позиции.
Аккорд A с барре на 5 ладу
Данный способ взятия трезвучия выглядит уже немного сложнее. Здесь используется прием барре.
Схема:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 1-6 баррэ | 5 |
Средний | 3 | 6 |
Безымянный | 5 | 7 |
Мизинец | 4 | 7 |
Ля-мажор на гитаре на 7 ладу
Такой способ использования ля-мажора подразумевает наличие у гитариста определенной растяжки пальцев, так как указательным пальцем необходимо зажать бас, а остальными пальцами – основу аккорда. Выглядит схема так:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 4 | 7 |
Средний | 3 | 9 |
Безымянный | 1 | 9 |
Мизинец | 2 | 10 |
Этот способ также предусматривает то, что не звучат пятая и шестая струны.
Позиция с малым баррэ на 9 ладу
Малое баррэ – прием, при котором одним пальцем зажимается 3 или 4 струны одновременно.
Этот вариант постановки А (ля-мажора) не совсем удобный. Более менее комфортно его использовать на электрогитаре или классической гитаре с нейлоновыми струнами.
Аппликатура аккорда:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 1-3 малое баррэ | 9 |
Средний | 2 | 10 |
Безымянный | 4 | 11 |
Мизинец | 5 | 12 |
Ситуация со звучанием пятой и шестой струны такая же, как в предыдущем варианте.
Аккорд A на гитаре с баррэ на 12 ладу
В таком варианте используется та же схема аккорда, что и на 1 ладу, но добавляется прием баррэ. Способ не самый легкий и удобный, но облегчить задачу можно, немного повернув кисть вправо.
Аппликатура аккорда:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 1-5 баррэ | 12 |
Средний | 4 | 14 |
Безымянный | 3 | 14 |
Мизинец | 2 | 14 |
Здесь не звучат 6-ая и 1-ая струна.
Другие варианты
Гармония аккорда ля-мажора довольно популярна среди гитаристов. Поэтому существуют и другие способы взятия А. Например:
Эти варианты лучше использовать на электрогитаре. Начинающим музыкантам прежде всего необходимо освоить основные варианты. И далее, по необходимости, переходить к менее распространенным. Они, несомненно, нуждаются в растяжке, подготовке и тренировке кисти и пальцев.
Аккорды, которые входят в тональность
Аккорды, входящие в тональность, связаны с ее ступенями. То есть, аккорд A – это 1-ая ступень ля-мажора, 2-ая ступень – Bm (си-минор) и т.д.
Все аккорды тональности: А (ля-мажор), Вm (си-минор), C#m (до-диез – минор), D (ре-мажор), E (ми-мажор), F#m (фа-диез-минор), G#dim (соль-диез уменьшенный, так как состоит из двух малых терций: «соль-диез – си + си – ре»).
Песни с аккордом А
Аккорд A относится к популярным аккордом для гитары, поэтому его можно использовать во многих песнях и композициях. Например:
- «Рюмка водки» (Г. Лепс)
- «Половинка» (Танцы Минус)
- «Потерянный рай» (Ария)
- «Проклятый старый дом» (Король и Шут)
Упражнения
Начинающим гитаристам рекомендуется сначала хорошо освоить варианты аккорда А в открытых позициях, то есть без использования баррэ. Для этого помогут следующие упражнения:
- Играть последовательность А – D – A – E. Это поможет отработать плавные переходы между аккордами.
- Последовательность A – A7 – C. Она поможет потренироваться в быстром и четком переносе пальцев с лада на лад.
- A – D – A – E – D. Также направлена на то, чтобы развить умение совершать плавные переходы между аккордами.
Последовательности, в которых встречаются аккорды с баррэ, выступают упражнением немного сложнее. Они также направлена на совершенствование растяжки пальцев, укрепление кисти, развитие умения быстро и в четко в нужные места переносить пальцы.
A – E – F#m – D
F#m – A – C#m
A – F#m – D – E
A — E — F#m — C#m — D — A — D — E.
В таких упражнениях важно добиваться чистого звучания, без любых призвуков и дребезжания.
Немного из истории аккорда ля-мажор
Тональность ля-мажор была распространена в период классической музыки. Композиторы использовали эту тональность для создания произведений в крупной форме. К таким композиторам можно отнести Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шуберт, В. Моцарт, И. Брамс и другие.
В прошлом веке ля-мажор также пользовался популярностью в разных жанрах. Многие песенные хиты написаны именно в этой тональности. Например, «Wonderwall» (Oasis), «Tears in Heaven» (Эрик Клэптон) и др. Среди хитов современности можно выделить «Get Lucky» (Daft Punk).
Ля-мажор нередко используется в рок-н-ролле. Также, можно встретить эту тональность в блюзе старой школы. Конечно, гармонию А и ее вариации используют и в других жанрах: рокабилли, сайкобилли, рок. Сочетание с Е, D, G и А часто используется в рок-музыке для гитары.