Страшный сон начинающего гитариста – аккорды с баррэ. Этот способ игры на гитаре не самый простой, но совершенно необходимый для полноценного исполнения. Эти аккорды открывают доступ практически ко всем песням и произведениям.
- Что такое баррэ?
- Большое и малое баррэ
- Как брать баррэ
- Постановка рук
- Как бороться с быстрой утомляемостью и болью при взятии баррэ
- Отработка приёма баррэ на гитаре
- Проблемы с постановкой
- Советы по отработке баррэ для начинающих
- Примеры аккордов с баррэ для начинающих
- Аккорды до – C, Cm, C7, Cm7
- Аккорды ре – D, Dm, D7, Dm7
- Аккорды ми – E, Em, E7
- Аккорды фа – F, Fm, F7, Fm7
- Аккорды соль – G, Gm, G7, Gm7
- Аккорды ля – A, Am, A7, Am7
- Аккорды си – B, Bm, B, Bm7
Что такое баррэ?
Это не издевательство над новичками, а базовый приём гитаристов. И нет никакого лайфхака чтобы быстро научиться. Это вопрос времени, практики и упорства. Сложность заключается в том, что указательным пальцем, на левой руке, надо зажать сразу несколько, или все струны на одном ладу. У начинающих музыкантов в большинстве случаев не получается с первого раза.
С помощью этого приёма можно сыграть любые аккорды. Освоив баррэ, играть, станет намного удобнее. На аппликатурах обозначают большой горизонтальной линией или точками на каждой зажатой струной, а цифрой обозначается номер лада, на котором надо поставить баррэ.
Также не возникнет трудности сыграть практически любую песню в другой тональности. Это вам пригодится, особенно если любите петь под гитару, ведь можно подобрать звучание, которое будет хорошо сочетаться с вашим голосом.
Большое и малое баррэ
Кому-то легче начинать с малого баррэ, а кому-то с большого. Выбирать только вам.
Большое баррэ – все струны прижимаются указательным пальцем. Без тренировки это сложно, аккорд коварный, практически у всех с первого раза не получается как следует зажать.
Малое (или мини) – не более 4 струн. Это гораздо проще. Но в большинстве песен чаще встречается аккорд с полным прижатием струн.
Как брать баррэ
Учитесь сразу ставить баррэ аккорды правильно. Сначала это неудобно, сложно и непривычно, но после постоянных тренировок, вы увидите прогресс. Разберём подробнее, как научиться этому хитрому приёму.
Постановка рук
Возьмите инструмент и зажмите указательным пальцем левой руки все струны на любом ладу. Ставьте палец ближе к металлическому порожку лада. Именно в этом месте легче всего зажать струны. Палец прижимает их плашмя, если взять баррэ ребром пальца, не все струны могут звучать.
При зажатии этого аккорда обращайте внимание на кончик указательного пальца. Он не должен сильно выходить за гриф, ему надо плотно прижимать все струны. Большой палец находится с обратной стороны грифа, примерно на одном уровне и давит на середину. Следите, чтобы не было сильного напряжения в левой руке.
Поиграйте и послушайте звук. Если какая-то струна не звучит, значит, надо лучше прижать. Добивайтесь чистого хорошего звука без дребезга, это самое основное при взятии аккордов с баррэ на гитаре. Поначалу добиться идеального звучания сложно, но надо к этому стремиться.
Как бороться с быстрой утомляемостью и болью при взятии баррэ
Долго практиковать эти аккорды не получится, так как уже через некоторое время появиться боль в районе большого пальца, и кисти. Такие болезненные ощущения появляются и у опытных музыкантов, с поставленным баррэ, если они долго играют.
Как только почувствуете боль, сразу делайте перерыв. Просто отложите инструмент в сторону, встряхните рукой, пошевелите пальцами, разотрите запястье. Если ещё больно, то вернитесь к занятиям позже, когда боль уйдёт окончательно.
На период обучения можно заменить струны на более мягкие, к примеру, нейлоновые или металлические, но потоньше. С такими струнами вы быстрее научитесь.
И не стоит совсем бросать играть из-за боли в руке. Отдохните подольше, прогуляйтесь, и снова продолжайте заниматься. Мышцы постепенно привыкнут к такой нагрузке, и боль будет отступать. А ещё вы добьётесь высокой скорости перестановки – это дело времени и упорных тренировок.
Мало у кого получается быстро освоить эту технику. Занимайтесь регулярно, желательно несколько раз в день, хотя бы по 5 минут. Это будет лучше, чем по часу, пару раз в неделю.
Отработка приёма баррэ на гитаре
Следите за указательным пальцем правой руки, не помогайте ему другими пальцами. Возможно, вам будет немного легче, если повернёте его немного набок. Пробуйте, ведь всё зависит от строения кисти. Ищите удобное положение, чтобы звук был чище.
Найдите любимую песню, где используется этот аккорд, и тренируйтесь с ней. Так вы научитесь, не только зажимать струны как следует, но и быстрее переходить с других аккордов на баре, и наоборот.
Проблемы с постановкой
- Приглушённый или дребезжащий звук – если вы понимаете, что звук совершенно не такой, как должен быть, то проверьте, все ли струны хорошо зажаты. Попробуйте звучание каждой отдельно, расслабьте руку, немного передохните и сыграйте ещё раз.
- Неправильная постановка – как брать баррэ правильно, вы уже знаете. Но есть ошибочное мнение, что для правильного исполнения нужно только посильнее зажать струны. Это не совсем так. Используйте вес руки. Зажмите лад, и попробуйте почувствовать тяжесть левой руки, максимально расслабив её. Прижимайте струны, немного отводя локоть вниз, используя его как рычаг, и выпрямляйте указательный палец. С помощью веса вашей руки, прижатие струн к грифу усиливается, а сил вы прилагаете меньше.
- Высота струн – расстояние от них до ладового порожка должно быть не очень большим, примерно 1.5-2 мм. Если расстояние больше, то значит, есть проблема. Для устранения обратитесь к гитарному мастеру.
Для более быстрого освоения укрепляйте силу кистей и пальцев, не забывайте делать упражнения с эспандером.
Советы по отработке баррэ для начинающих
- Освоение баррэ на гитаре длительный индивидуальный процесс. Результат не появится после одного-двух дней практики, так что не стоит зацикливаться только на этом. Отрабатывайте беглость пальцев, играйте упражнения, тренируйте переборы. Да и про другие аккорды не стоит забывать.
- Для получения идеального чистого звука, ставьте баррэ и играйте переборами, так будет понятно, какая струна не звучит.
- Начните практиковать с 6-7 лада. Там прижимать струны намного легче, чем, к примеру, на первом.
- Не стоит тренировать сразу все аккорды. Сначала играйте те, которые хорошо получаются, а когда доведёте до автоматизма, пробуйте новые.
- Можно немного потренировать пальцы простым упражнением – берёте инструмент за гриф указательным и большим пальцем, встаёте и держите руку с гитарой перед собой. Через несколько дней выполнения этого упражнения, вы увидите заметный прогресс.
- Следите за звуком. Палец должен равномерно прижимать все струны аккорда. Если вы слышите дребезг, значит, какая-то струна плохо зажата. Двигайте палец, вверх-вниз для определения лучшей позиции, и пробуйте извлекать звук. Как только дребезг исчез, значит, всё в порядке. Так, постоянно корректируя положение, через некоторое время вы автоматически научитесь ставить указательный в нужную позицию.
- Также можно пробовать зажимать баррэ не используя опору на большой палец сзади грифа. Это очень трудно, но если научитесь, то с большим пальцем будет зажиматься само собой.
- Основа успеха – регулярность. Чем чаще за день вы берёте в руки ваш инструмент, тем скорее проблема «как зажать баррэ» перестанет для вас существовать.
- Не забывайте отдыхать, встряхивать руку, делать небольшую растяжку пальцев.
- Не зацикливайтесь только на упражнениях. Больше уделяйте внимания песням, тогда и учиться будет намного интереснее. Просто наслаждайтесь игрой.
Примеры аккордов с баррэ для начинающих
Как брать баррэ мы разобрались, теперь надо решить, с чего лучше начать. Попробуйте с пятого лада, с аккорда ля минор. Не забывайте, как обозначается аппликатура: указательный палец – 1, средний – 2, безымянный – 3, мизинец – 4.
Аккорды до – C, Cm, C7, Cm7
C – баррэ на третьем ладу, на 4, 3, 2 струну ставим 2, 3, 4 палец соответственно. Сm – все пальцы, без изменений, только переносим средний на четвертый лад, вторую струну, C7 – на пятом ладу, третий и четвертый на четвертой и второй струне. Cm7 – ещё проще, переносим средний палец на 2 струну 4 лада, а безымянный оставляем на 4 струне 5 лада. Баррэ не убираем.
Аккорды ре – D, Dm, D7, Dm7
D – зажимаем баррэ на 5 ладу, на 7 ладу на 4, 3, 2 струну ставим 2, 3, 4 палец. Dm, d7, dm7 строится так же, как и аккорды до, только от 5 лада. Аппликатура соответственно одинаковая.
Аккорды ми – E, Em, E7
E – Первый палец на 3 струне первого лада, 2 и 3 на 5 и 4 струне. Em ещё проще – просто уберите первый палец, а все остальные оставьте также. E7 –практически как E, только переставьте мизинец на 2 струну 4 лада.
Аккорды фа – F, Fm, F7, Fm7
Аккорд F – баррэ на первом ладу, средний на третьей струне, безымянный и мизинец на 5 и 4 струне. Fm – убираем средний палец со второй струны. F7 –2 на третьей струне, а 3 на пятой. Fm7 –оставляете средний на третьем ладу.
Аккорды соль – G, Gm, G7, Gm7
G – Постановка пальцев такая же как и у F, только баррэ на третьем ладу, и от него стройте все остальные аккорды.
Аккорды ля – A, Am, A7, Am7
A – Ничего нового, зажимаете баррэ на пятом ладу, второй, третий и четвёртый пальцы, ставим так же как и в аккордах фа, только от пятого лада. Построение am, a7, am 7 аналогично F и G.
Аккорды си – B, Bm, B, Bm7
B – строим аналогично до и ре. Аппликатура та же, только баррэ на втором ладу. Аппликатуру Bm смотрите на иллюстрации.