Блюзовая музыка очень разнообразная в своих вариациях, поэтому нередко даже сложно понять, что два разных по мелодии произведения относятся к одному жанру. Этот факт объясняет особую популярность блюза среди гитаристов. Многие страшатся начинать играть музыку этого жанра, но это не так сложно на первый взгляд, как кажется.
- Как играть блюз на гитаре: вводная информация
- Немного из истории блюза
- Блюзовый ритм
- Блюзовая пентатоника
- Блюзовые квадраты на гитаре: практические примеры
- Блюзовая прогрессия
- Приемы игры
- Основная теория блюзовых аккордов
- Ступени
- Септаккорды
- Схема блюзового квадрата
- Работа над фразировкой
- Тренировка игры под минус
Как играть блюз на гитаре: вводная информация
Как уже говорилось, блюзовую музыку играть не сложно, поэтому освоить ее может даже начинающий гитарист. При должном усердии со временем можно даже пробовать импровизировать в стиле блюз.
Для игры можно использовать как акустический, так и электрический инструмент – мелодии будут одинаково хорошо звучать на каждом из них. Единственное, что некоторые приемы, которые используются в блюзе, на акустической гитаре будет играть несколько проблематично.
Но с другой стороны, из-за простоты исполнения некоторые музыканты игнорируют блюзовые мелодии, считая их слишком простыми и незамысловатыми. Это, конечно, является большой ошибкой.
Блюз является основополагающим жанром для многих современных стилей, типа хард – рок, металл, грандж и прочие. Все стили и жанры прочно связаны между собой, что обуславливает необходимость изучения блюзовых гармоний.
Немного из истории блюза
Периодом зарождения блюза принято считать 19 век, когда в США еще афроамериканцы были причислены к рабам. По многим источникам, именно они стали впервые исполнять песни в жанре блюз, не используя при этом музыкальных инструментов вообще. Как именно играть блюз и что он из себя представляет еще не было понятно, жанр находился в развитии.
За основу жанра были взяты мотивы кантри музыки, которая была очень популярна на севере Америки.
Постепенно блюзовая музыка набирала свою популярность, переплетая мотивы кантри и блюза. Полностью сформировавшись, блюз стал отдельным направлением музыки в начале 20 века. Тогда же стали образовываться первые группы музыкантов, исполняющих эту музыку.
В данный момент границы стерлись, а блюз распространился по всему миру, но особую любовь получил в северных широтах России и в Китае.
С популяризацией жанра стали появляться специальные blues guitar, предназначенные для лучшего исполнения такой музыки.
Блюзовый ритм
Любой музыкальный жанр можно узнать по своему типичному звучанию. Ритм блюза имеет название шаффл, который состоит из триолей на 4 доли на такт.
Стандартный такт звучит следующим образом:
Раз – пауза – раз – два.
Обычно размеры для блюзовой музыки 4/4, но также иногда встречаются 12/8.
Современные исполнители внесли разнообразие и нередко играют в 3/4 или 6/8.
Для отработки шаффла блюза в различных размерах такта используют следующие риффы:
Блюзовая пентатоника
Основой пентатоники жанра блюз берется минорная пентатоника, к которой добавляется дополнительная ступень. Именно такое строение позволяет придать мелодии незабываемое и характерное только этому жанру звучание.
Блюзовые квадраты на гитаре: практические примеры
Схема классического блюзового квадрата
1 | 1 | 1 | 1 |
4 | 4 | 1 | 1 |
5 | 5 | 1 | 1 |
Данный термин – блюзовый квадрат получил своё название благодаря тому, что такая схема состоит из нескольких аккордов, которые меняются 4 раза, разрешаясь в тон. Это выглядит, как движение по квадрату. Блюз для начинающих как раз изучается с помощью таких музыкальных фигур.
Например, для тональности До мажор квадрат будет иметь следующий вид:
До – До – До – До – Фа – Фа – До – До – Соль – Соль – До – До.
В этой тональности используется система caged – игра аккордов только на открытых струнах, без использования баррэ.
Иногда для усиления мощи звучания и создания тревожности в мелодии используют квадраты, которые разрешаются в доминанту 7 ступени.
На примере схемы в тональности До мажор такая вариация будет выглядеть следующим образом:
До – До – До – До – Фа – Фа – До – До – Соль – Соль – До – Соль
Такие метаморфозы очень режут слух и могут не только сбить с мелодии, но и изменить звучание до неузнаваемости. Поэтому септаккорды часто называют блюзовыми аккордами.
Блюзовая прогрессия
Под прогрессией в музыке понимается повторение мотива в восходящем или нисходящем порядке в пределах определенного интервала.
Для блюза характерно использование прогрессии в 12 тактов в куплете вместо обычных 8.
Этот прием содержит в себе повторение определенной мелодии или речевого сопровождения.
Схема построения: тоника – субдоминанта – доминанта.
Для разнообразия иногда применяют пониженные или повышенные ступени.
Основные 12 тактовые прогрессии:
1 вариант
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 | 5 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | B7 |
2 вариант
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 5 | 1 | 1 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | B7 | E7 | E7 |
3 вариант
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 5 | 1 | 1 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | B7 | E7 | E7 |
4 вариант
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ступени | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 | 5 |
Аккорды | E7 | A7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | B7 |
5 вариант
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 5 | 1 | 5 |
Аккорды | E7 | A7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | A7 | B7 | E7 | B7 |
Основные 8 тактовые прогрессии:
1 тип
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ступени | 1 | 5 | 4 | 4 | 1 | 5-4 | 1 | 5 |
Аккорды | E7 | B7 | A7 | A7 | E7 | B7 A7 | E7 | B7 |
2 тип
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ступени | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 5 | 1-4 | 1-5 |
Аккорды | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | B7 | E7 A7 | E7 B7 |
3 тип
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 5 | 1 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | B7 | E7 |
4 тип
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ступени | 1 | 5 | 4 | 4 | 1 | 5 | 1 | 5 |
Аккорды | E7 | B7 | A7 | A7 | E7 | B7 | E7 | B7 |
5 тип
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | B7 | B7 |
6 тип
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 5 | 1 | 5 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | B7 | E7 | B7 |
7 тип
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ступени | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 | 5-1 |
Аккорды | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | B7 E7 |
Основные 16 тактовые прогрессии:
Вид 1
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 | 1 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | E7 |
Вид 2
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 5 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | B7 | A7 | A7 | E7 | E7 | E7 | E7 |
Вид 3
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 5 | 1 | 1 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | B7 | E7 | E7 |
Вид 4
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 1 | 1 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | B7 | A7 | B7 | A7 | E7 | E7 |
Вид 5
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ступени | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 5 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Аккорды | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | B7 | A7 | E7 | E7 | E7 | E7 |
Приемы игры
Уникальное звучание мелодиям в жанре блюз также придают приемы, с помощью которых можно отразить то настроение, какое должно быть передано слушателю и заставить его испытать бурю эмоций.
Основными приемами и техниками игры блюза являются:
- Пулл – офф и хаммер – он. Эти приемы давно полюбились музыкантами, так как позволяют необычным способом разнообразить звучание композиции. Первый прием осуществляется так: палец левой руки должен отпустить струну, при этом подцепить ее и извлечь таким образом звук. А во втором приеме нужно ударить по струне, а затем пальцем левой руки ударить ее, пока она издает звук. Это самые популярные приемы в блюзовой музыке, которые идеально подходят для сольных партий.
- Бэнд. Такой прием представляет собой подтяжку струны. В этом случае звук будет выше. Этот прием имеет много нюансов, поэтому используют его только профессионалы. Необходимо строго знать, какие звуки необходимы и не будет ли выбиваться тот или иной звук на струне с бэндом их общей тональности.
- Слайд. Данный прием не сложен технически: необходимо ударить ноту на струне, а затем по ней съехать на другой звук, не отрывая пальца. Кроме того, существует слайд – гитара – это гитара для блюза, который используют музыканты в ансамблях для игр мелодий с частым использованием слайда. Этот прием наибольшее применение получил при исполнении соло.
- Вибрато. Звучание ноты с помощью этого приема достигается путем движения зажатой струны пальцем из стороны в сторону, что создает некую вибрацию звука. Чаще всего в музыкальных произведениях этот прием выделяет звук, расставляя на нем акцент.
Все эти приемы можно играть как на электрогитаре, так и на акустике.
Основная теория блюзовых аккордов
Ступени
Блюз несложно отличить среди других произведений. Это обусловлено тем, что ступени тона, которые включает в себя блюзовая композиция, имеют очень необычное строение:
Тоника(1 ступень) – субдоминанта (4 ступень) – доминанта (5 ступень).
Данный принцип характерен для всех тональностей, поэтому запомнив его, можно легко строить фразы в жанре блюз.
Септаккорды
Такие аккорды включают в себя дополнительную 7 ступень. Такие аккорды блюз пишутся с цифрой 7 после буквенного обозначения.
Схема блюзового квадрата
1 | 1 | 1 | 1 |
4 | 4 | 1 | 1 |
5 | 5 | 1 | 1 |
Как говорилось ранее, в блюзе движение мелодии идет по квадратам. Классическим вариантом для этого жанра является двенадцати тактовый.
Схематически это выглядит так (цифры – номера ступени):
1 – 1 – 1 – 1 – 4 – 4 – 1 – 1 – 5 – 5 – 1 – 1.
Иногда вместо последнего звука 1 ступени используют 7 ступень – септиму.
С помощью этого строение можно подобрать блюзовые аккорды в каждой тональности.
Работа над фразировкой
В блюзе вся мелодия делится на определенные фразы. Именно таким образом легко разбить всю композицию на отдельные отрывки.
Это очень важно для успешной игры: каждая отдельно взятая фраза должна быть четко отработана не только по отдельности, но и в рамках определенного отрывка.
Блюзовая музыка в своем построении напоминает вопросно-ответную форму общения из-за использования неразрешенных ступеней.
При этом каждая неустойчивая фраза, которая выглядит как вопрос, должна после иметь разрешение – похоже на ответ.
И так на протяжении всей композиции. Именно поэтому разбивание на фразы и заучивание с отработкой так важны для этого жанра.
Тренировка игры под минус
Упражнений для изучения блюзовой музыки очень много.
Самыми простыми являются повторение квадратов в различных тактовых вариантах. Они подходят начинающим гитаристам. Для упражнений обязательно используйте метроном.
Отличным же упражнением для продвинутых музыкантов и тех, кто освоил навыки блюза, будет игра под минус или с использованием blues tabs.