Бой на гитаре для начинающих: все секреты

Бой-3 Уроки гитары

Некоторые музыканты считают, бой – прием, с которым нужно овладеть в первую очередь начинающему музыканту. В действительности осваивать бой можно одновременно и с заучиванием аккордов. В мире музыкального гитарного творчества насчитывается большое количество видов боя.

Что такое гитарный бой

Бой – это техника игры на гитаре. Правая рука как маятник ритмически бьет по струнам (отсюда и название). От варианта удара по струнам зависит вид боя. В разных видах возможно использование всех струн, или только 4-5. Также, отличия видов заключаются в частоте ударов, применении разных длительностей, в использовании пауз.

Бой позволяет по-разному исполнять ритм в композициях, расставлять акценты. При применении этого приема звучит сразу весь аккорд. За счет этого отлично прослеживается гармония песни. Про мелодию в данном случае речь не идет — эта техника в основном подразумевает аккомпанемент.

Как играть бой на гитаре

Бой позволяет создать пульсацию в композиции, то есть обеспечить музыке ритм. Что нужно для того, чтобы усвоить игру боем? Бить по струнам возможно пальцами, а также использовать медиатор. С ним звук громче и ярче. Новички задаются вопросом: «каким образом можно быстро научиться играть боем любую песню?» В первую очередь необходимо разобраться, как выстроена игра этим приемом.

Любой вид основан на базовых движениях, при которых музыкант должен бить по струнам:

  • Вниз;
  • Вверх;
  • Удар с глушением струн.

Движение с ударом по струнам в нисходящем направлении – необходимо выполнить взмах рукой, далее, выпрямляя пальцы, производится удар. Также, можно бить большим пальцем, совершая перед этим небольшой размах. Вариант с выпрямлением пальцев удобнее и наиболее распространен.

Движение с ударом по струнам восходящем направление совершается 1-ым и 2-ым пальцем при движении ладони вверх.

Под глушением подразумевается то, что струны не должны свободно резонировать. Их необходимо «приглушить», имеется в виду положить на них выпрямленные пальцы. Рекомендуется для начала прием глушения заучить отдельно.

Гитарный бой: схемы и виды

В гитарной музыке существует огромное количество ритмических рисунков, а значит и гитарных боев. Основные виды гитарного боя:

  • «Шестерка»;
  • «Восьмерка»;
  • «Четверка»;
  • Блатной;
  • Бой Цоя;
  • Бой Высоцкого;
  • Бой Розенбаума;
  • Испанский;
  • Регги;
  • Кантри;
  • Вальсовый;
  • Армейский гитарный бой;
  • Чеченский (кавказский).

Как уже говорилось выше, бой – это смена разнообразных ударов и движений. Последовательность движений зависит от размера песни и ее ритма. В схемах ударные движения могут быть обозначены галочками (V  — вниз, ^ — вверх) чаще стрелочками, соответственно. Также, в них можно встреть «крестик»  — он обозначает глушение.

Без глушения

Некоторые популярные бои играются без приглушки струн. Для их исполнения достаточно провести по струнам вниз или вверх.

С глушением

С использованием глушения струн легче добиться постановки верных акцентов. Чтобы отметить слабую долю, достаточно приглушить ладонью струны, от чего у них не будет возможности резонировать.

Бой «шестерка»

Также он имеет название «эстрадный». Это очень известный прием. Он простой и поэтому не труден для освоениям новичками. Схема шестерки довольно легкая:

Бой строится на 6-ти движениях в одном такте. Начинающим рекомендуется разделить схему на 2 части: сначала сделать первые 3 движения, выдержать небольшую паузу и после этого сыграть остальные 3 движения. Это поможет быстрее выучить бой. Со временем, эти паузы не будут слышны. Или же их можно будет нарочно делать в мелодичных, неспешных песнях.

Шестерку можно играть и с глушением. В таком случае схема будет такая:

Бой шестерка

Бой «восьмерка»

У данного вида боя ритм звучит интереснее, чем у шестерки. В нем 8 движений на такт, но всего 2 акцента, которые приходятся на 3-й удар. «Восьмерка» позволяет использовать необычный ритм. Подробнее о бое восьмерка.

Схема боя «восьмерка»:

Бой восьмерка без глушения

Бой «четверка»

Это самый стандартный и простой в исполнении прием. Он заключает в себе последовательность ударов по струнам и . Четверка редко звучит в течении всей композиции. Это от ощущения монотонности, которое данный вид боя может создавать. Но он достаточно часто употребляется во вступлении или проигрыше композиций.

Схема «четверки» выглядит так:

Бой четверка

«Блатной» бой

Очень часто музыканты отождествляют его с понятием «дворовый» бой. Среди современных музыкантов-любителей использование этого приема встречается редко. Но все же начинающим гитаристам его стоит изучить и освоить, дабы разнообразить свой репертуар.

Звучание блатного боя нередко напоминает аккомпанемент к простой песне. Главный принцип этого боя заключается в поочередном проигрывании басовых струн. Блатной бой полезен для совершенствования координационных навыков рук.

Схема боя: берем 6-ую стр. – удар  – 5-ая стр. –    –  :

Блатной бой

Это основной вариант блатного боя. Существуют и другие. Например, с заглушением.

Выбор того или иного варианта зависит от характера песни.

Бой Цоя

Появлению этого вида боя способствовала узнаваемая манера исполнения песен под гитару В. Цоя. Первоначально, с помощью этого приема представлялось возможным заменить ритм-секцию. Его использовали и другие музыканты прошлого столетия.

Бой Цоя сложнее в исполнении. Как правило, его нужно исполнять в быстром темпе. Исходя из этого, нужно заучить цоевский бой и постоянно упражняться.

Этот бой можно назвать видоизмененной восьмеркой. Схема:

Бой Цоя

Также, бой Цоя можно играть с заглушением.

Здесь важны акценты: каждый 2-ой длинный удар вниз. Рекомендуется исполнять этот бой медиатором. Но не стоит забывать расслаблять руки. Иначе, долго играть боем Цоя не получится.

Бой Высоцкого

Данный бой стал популярен, благодаря В. Высоцкому. Артист зачастую в своем музыкальном творчестве использует именно этот бой.

Бой Высоцкого известен среди российских профессиональных музыкантов, начинающих гитаристов. Бой включает в себя комбинирование вальсовых приемов игры, переборов. Это помогает выстраивать ритм, с которым легче передать эмоциональную часть композиции.

Схемы боя напоминают блатной бой, так как здесь также чередуются басовые ноты.

Классическая и распространенная схема боя Высоцкого: бас – удар вниз – удар вверх – бас – удар вниз.

Бой Высоцкого

Существует несколько вариантов этого боя:

  1. Вальсовые варианты;
  2. Ударные.

Большое количество вариантов боя Высоцкого обусловлено тем, что певец в своих треках использовал разные схемы своего характерного боя.

Испанский бой

Используется в музыке фламенко. Этот вид довольно узнаваемый и интересный. Испанский бой является трудным для начинающих. Но благодаря практике, можно научиться использовать его во множестве композиций, в любом темпе без каких либо затруднений.

Главная отличительная особенность – бой «веером»: на первый в такте удар вниз используется расгеадо.

Расгеадо – быстрый удар по всем струнам поочередно всеми пальцами. Такие движения напоминают веер. Отсюда бытует название «бой веером». Этот способ исполнения придают песням особенный колорит.

Бой Розенбаума

Популярный и известный бой. Он представляет в себе комбинирование блатного и шестерки. Александр Розенбаум часто в своих песнях использует его, отсюда и название.

Схема боя Розенбаума может показаться очень трудной для новичков — она схожа с блатным боем, только здесь изменены места ударов вверх и вниз. Примечательно, что бас берется вместе с первыми тремя струнами, которые берутся ударами вверх. Это тот момент, который отличает бой Розенбаума от блатного. Схема:

Бой Розенбаума

Стоит отметить, что в зависимости от песен, Александр Розенбаум немного видоизменял свой характерный бой. Но принцип оставался тем же.

Бой «регги»

Этот бой придает песням очень необычный ритм. Он определяет настроение произведения в целом. Характерная черта боя скрыта в акцентах на 2-ую и 4-ую долю в такте. Этот нюанс делает песни узнаваемыми.

Исполняется бой регги, проходясь по струнам только вниз. После каждого 2-го удара идет заглушение струн, то есть при помощи барре. Этот прием позволяет выделить слабый аккорд в такте.

Схема регги представлена ниже:

бой reggi

Бой «кантри»

Этот бой является для новичков посложнее. Но он отлично подходит для развития координации. В кантри главное место занимает игра на басовых струнах. Смена баса позволяет «оживить» песню, добавить разнообразия в мелодию.

Существует 15 разновидностей этого боя. Но новичкам достаточно освоить самый базовый способ:

кантри бой

Вальсовый бой

Его выбирают для создания в композиции настроения танца. Здесь характерно выделять первую сильную долю такта. Исполнять вальсовый бой можно щипком, при помощи медиатора или играть перебором, чередуя басовые струны. При этом нужно выдерживать ровный ритм. Чтобы добиться плавности звучания этого боя, новичкам необходимо больше тренироваться. Сходу освоить его практически невозможно, хоть он и кажется довольно простым на первый взгляд.

Схем и вариантов исполнения вальсового боя несколько. Начинающим  также рекомендуется использовать наиболее легкую:

Вальсовый бой

Чеченский кавказский бой

Этот бой нередко встречается в нынешней музыке, хоть он и характерен для чеченского искусства. Как правило, бой используется в композициях, которые предполагают быстрый темп. Отличает от других видов боя и то, что акценты делаются не на ударах ↓, а наоборот – ↑. Этот момент представляет главную сложность исполнения чеченского боя. Поэтому для начала его стоит освоить в медленном темпе. При игре чеченским боем важно соблюдать акценты.

Чеченский бой также имеет много вариантов исполнения. Часто используется прием нисходящего расгеадо. Поэтому сначала нужно освоить этот прием, а затем уже кавказский бой. Также, некоторые схемы подразумевают глушение струн.

Но начинающим гитаристам, конечно, рекомендуется освоить сначала базовый вариант игры чеченского боя:

бой чеченский

Восходящее расгеадо

Или «бой веером». Этот прием подразумевает поочередное прохождением пальцами с 1-ой по 5-ую струну. Если рассмотреть более детально, то выходит, что сначала 4-ый палец бьет с 6-ой по 1-ую струну, далее 3-й п. и т.д. Отсюда ассоциация с веером.

Новичкам лучше отрабатывать этот прием сначала в медленном темпе. Иначе вместо красивого звучания, получится смазанный и непонятный звук.

Нисходящее расгеадо

Аналогичный прием с восходящим расгеадо. Только здесь удары совершаются поочередно снизу вверх. Аппликатура такая же: от 4-го пальца к 1-му.

Кольцевое расгеадо

Это, собственно, соединение восходящего и нисходящего расгеадо. Для отработки этих приемов лучше брать медленный темп. И по мере их освоения можно ускорять темп.

Условные обозначения

В схеме боя указаны следующие условные обозначения. Их нужно запомнить, чтобы чтение схем не вызывало трудностей.

 (движение руки сверху вниз);

(движение руки снизу вверх);

P (удар большим пальцем);

i (удар 1-ым пальцем);

_ (пауза);

X (заглушение);

Б (басовая нота).

Для освоения игры на шестиструнной гитаре, начинающим гитаристам необходимо выучить популярные виды боя на гитаре и главные шесть аккордов. Двигаясь в своем музыкальном развитии, навыки игры необходимо совершенствовать и играть больше песен и композиций в разнообразных жанрах.

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий

Adblock
detector