Испанский бой: все секреты фламенко для начинающих

Уроки гитары

Фламенко — это стиль испанской музыки, который полностью передает ее эксцентричный характер и уникальное звучание. Этот стиль музыки зародился в древности под влиянием мавританской культуры и беглых испанских цыган, которые населили Испанию во времена разрушения Византийской империи. В 20 веке стиль фламенко активно стали модифицировать различными стилистическими чертами: кубинскими мотивами, джазом и другими.

фламенко на гитаре

Что нужно для игры на гитаре фламенко

Испанская музыка имеет очень необычное и крайне узнаваемое звучание. Его непросто сыграть обычным способом на любой гитаре. Для исполнения фламенко на гитаре необходимо тщательно изучить ее специфику и способы игры.

В первую очередь необходимо запомнить: фламенко исполняется только пальцами. Ни о каком медиаторе речи и быть не может. Многие музыканты поэтому отращивают ногти на правой руке для удобства и точности исполнения музыки.

Затем стоит обратить внимание на 2 приспособления: гольпеадор и каподастр.

гольпеадоркаподастр

Гольпеадор представляет собой некую пластину, устанавливаемую под струнами недалеко от резонаторного отверстия. Основная функция — защита деки от ударов ногтей при исполнении приема гольпе.

В редких исключениях музыканты устанавливают 2 гольпеадора.

Каподастр — зажим для струн, который служит для укорачивания мензуры, при этом строй гитары повышается. Основная функция каподастра — изменение тональности при сохранении аппликатуры аккорда.

На какой гитаре играть

Перед тем, как выбрать аксессуары, необходимо разобраться, на каком инструменте фламенко вообще стоит исполнять.

Существует разновидность акустической гитары — испанская. Основные отличия — небольшая дека, нейлоновые струны и уже имеющийся гольпеадор.

испанская гитара

Но даже на обычной акустике можно исполнять испанскую музыку без проблем — достаточно оборудовать ее дополнительными приспособлениями и приноровиться извлекать звук даже при большей деке и металлических струнах. Для этого необходимо делать более сильные удары и следить за чистотой звука.

Тонкости исполнения испанских ритмов

Чтобы понять, что же отличает стиль фламенко от других, разберемся в манере и технике исполнения.

Отличить этот стиль от других довольно легко. Все композиции исполняются только пальцами и при использовании веерной техники правой руки. Хорошего качества исполнения сразу добиться не получится, так как в данном случае используются все пальцы правой руки в равной мере. А для создания более сложных переборов, где пальцы расположены веером, используется фингерстайл. Этот прием подразумевает одновременную игру пальцами.

фингерстайл

Базовые приемы игры на гитаре фламенко

Для игры фламенко, как и для любых других стилей музыки имеются свои приемы, с помощью которых и создается уникальное звучание. Кроме того, без использование этих техник играть музыку в стиле фламенко не представляется возможным, поэтому стоит не только разобраться в основных приемах исполнения, но и тщательно потренироваться, чтобы при смене техник и разучивании произведений не создавалось никаких препятствий.

Расгеадо одним пальцем

ресгадо

Испанский бой или расгеадо представляет собой разновидность боя, в котором удары по струнам делаются не всеми пальцами одновременно, а с помощью веерного удара. При этом каждый палец должен ударить по каждой струне. Наиболее сложно выполнять данный прием мизинцем.

Расгеадо может исполняться и одним пальцем. При этом нужно правильно расположить указательный палец: его необходимо согнуть так, чтобы кончик пальца находился у основания большого пальца. При ударе палец должен резко выскакивать из положения и бить по струнам. На первых порах стоит быть наиболее осторожным — при резких движениях можно ногтем повредить кожу между пальцами и возле ногтевой пластины. Чтобы такого не произошло, нужно указательным пальцем научиться двигать плавно.

Альтернадо

Этот прием тоже весьма распространен и характерен для испанской музыки. Это такой вид перебора, где происходит чередование басовой струны и той, на которой исполняется основная мелодия. Это достигается за счет использовании только большого и указательного пальцев. При этом бас играется большим, а основная тема — указательным.

Пульгар

пульгар

Еще один очень необычный прием — пульгар. Его суть — игра только большим пальцем. При этом звук будет либо более темный и мрачный, если игра происходит на басовых струнах. Этот прием в основном используется при игре небольших отрывком, на которых нужно сосредоточить внимание слушателя и максимально выделить.

Легато

легато

Этот прием относится к классическим и используется во многих жанрах музыки. Не является исключением и испанская.

Ни техника, ни суть исполнения легато не отличается в данном случае от других музыкальных жанров. Но при этом музыкант должен мастерски исполнять легато, играя только одной рукой. Это связно с тем, что в основном при исполнении испанской музыки легато тесно сочетается в паре с гольпе.

Арпеджио

арпеджио

Данный прием также носит универсальный характер и может быть использован в различных жанрах, а единственное отличие его применения в испанской музыке — это высокая скорость и частота перебора.

Гольпе

гольпе

Этот прием полностью определяет характер испанских мотивов. Это именно то, что придает уникальность и своеобразность данному жанру.

С точки зрения техники гольпе — это постукивание в ритме гитары различными частями кисти по деке или задней стороне деки.

Именно из-за частого использования такого приема при исполнении испанской музыки и используются специальную защиту для деки — гольпеадор.

Тремоло в 5 ударов

тремоло

Классическое тремоло имеет четное количество нот, а вот в испанской музыке используют именно тремоло в 5 ударов. Ритм при этом обретает следующим рисунок: раз, раз-два, раз-два. При этом нет как таковых акцентов на каких-то штрихах — все ноты звучат одинаково, но при этом все звуки играются одинаково четко, чисто и слитно.

Аккорды фламенко

Во фламенко все аккорды чаще играются в открытых позициях, но вот строй имеет некоторые отличия от основных.

Так для аккорда Ми мажор (E) пальцы расположены в открытой позиции следующим образом (струна — лад):

  • указательный — 3 — 2;
  • средний — 4- 3;
  • безымянный — 5 — 3, который будет находится над средним пальцем.

Аккорд E

Иногда используют аппликатуры аккорда на 3 и 5 ладу.

При игре аккорда Ля мажор (A) также является стандартным для испанской музыки и чаще всего играется в открытой позиции, а пальцы расставлены при этом следующим образом (струна — лад):

  • указательный — 4 — 3;
  • средний — 3 — 3;
  • безымянный — 2 — 3.

Аккорд A

Также иногда используются схемы на 3 и 5 ладах.

 

Аккорд Ре мажор (D) также в испанской музыке имеет немного отличное от стандартного строение, при этом пальцы расположены следующим образом (струна — лад):

  • указательный — 4 — 3;
  • средний — 1-3;
  • безымянный — 2 — 4.

Аккорд D

Прогрессия аккордов am g f e с надстройками

Прогрессия аккордов Am – G – E – C является классической испанской прогрессией. При ее исполнении используется техника баррэ. Поэтому стоит отработать ее максимально, чтобы избежать нечеткого воспроизведения звука.

Аккорд AmАккорд GАккорд EАккорд C

Эта прогрессия может быть изменена путем добавления дополнительных звуков при переходе от одного аккорда к другому.  Здесь можно свободно импровизировать, создавая уникальные рисунки, но при этом стоит делать упор на классические гаммы.

Простые упражнения

Так как игра испанской музыки происходит исключительно пальцами, то и упражнения для отработки техники стоит использовать соответствующие. Для этого подойдут упражнения для фингерстайла для начинающих.

Самое важное при выполнении упражнений — это взаимодействие правой и левой рук. За тем, чтобы левая рука успевала чередовать аккорды при импульсивных переборах и боях стоит тщательно смотреть и синхронизировать руки, чтобы не было нечетких, вялых или приглушенных звуков.

Для приема расгеадо можно использовать следующее упражнение: поочередно каждым пальцем плавно и четко проводить по струнам вверх и вниз. Постепенно при получении нужного звука темп стоит увеличивать, пока правая рука полностью не будет выдавать четкое и чистое звучание.

Отдельные приемы стоит отработать перед началом обучения, чтобы иметь представление, как играть определенные фрагменты музыки правильно и качественно.

В дальнейшем приемы можно комбинировать и тренировать их совместное исполнение.

испанская гитара

Гаммы фламенко

Как и у любого уникального музыкального стиля фламенко имеет гаммы, которые присущи только ему.

Натуральный ля минор

Классическая минорная гамма в испанском стиле выглядит точно также, как и в музыкальной теории: ля- си — до — ре — ми — фа — соль — ля. И расположение их идентично.

ля минор натуральный

Гармонический ля минор

Гармонический вид ля минора отличается от классического повышенной 7 ступенью: ля — си — до — ре — ми — фа — соль-диез — ля.

ля минор гармонический

Популярные стили фламенко

Стилей фламенко очень много, и каждый чем-то отличается. Они кроме того подразделяются на подвиды, количество которых невозможно определить до сих пор.

Основным подвидом фламенко является солеа (solea). Ритм чем-то напоминает блюз и состоит из 12 долей, каждая третья из которых сильная. При этом композиции часто используют повторяющиеся фрагменты. Это может быть как музыка, так и слова.

Самым известным представителем этого подвида является Пако де Лусия.

Наиболее древний подвид — канья (cana) очень близок по духу к солеа. Но при этом гитара не находится в данном случае на первом плане. Основное предназначение инструмента помогать музыканту исполнять песню, но при этом никак не выделяться.

Тангос (tangos) же заставляет музыканта динамично играть, быстро переставляя пальцами. Этот подвид представляет музыку очень экспрессивной, страстной и невероятно чувственной. Но при этом гитара также не должна выделяться на общем фоне, лишь помогая гитаристу аккомпанировать танцорам.

Фанданго (fandanga) может исполняться в разных ритмах: ¾, 3/8, 6/8. Музыка в данном стиле также служит аккомпанементом одноименному танцу, но этот танец является парным.

фламенко

Знаменитые гитаристы фламенко

Очень сложно иметь представление об испанской музыке, никогда не слышав ее истинного исполнения. Наиболее яркое впечатление остается после просмотра видео с живого исполнения на гитаре ярчайших представителей жанра.

К наиболее известным музыкантам, играющим фламенко относят Пако де Лусия, Андреса Серговия, Пако Пенья, Пепе Ромеро, Эл Ди Меола и Армика Дашчи.

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий