Лидийский лад на гитаре

Уроки гитары

Кроме привычного слуху натурального мажора и минора, в музыке существует множество других ладов с необычным и самобытным звучанием. Каждый из них имеет своё уникальное мелодическое направление и очень точно передаёт его произведению, которое написано в рамках его звукоряда. Музыкальный лад, знакомство с которым откроет перед музыкантом новые возможности в написании и аранжировке позитивных песен – это лидийский мажор.

Что такое лидийский лад в музыке

лидийский лад

Лидийский лад – один из семи натуральных мелодических ладов в музыке, имеющий самое мажорное наклонение. Его родиной считается Древняя Греция, именно там была выведена закономерность этого необычного звукоряда, как и шести остальных ладов. По своей структуре и звучанию он схож с наиболее популярным натуральным мажором, но имеет собственную отличительную черту, которая определяет его особенность.

Отличия от обычного мажора

Главное отличие лидийской октавы от обычного мажора заключается в повышенной IV ступени. Если говорить совсем коротко, то чтобы получить лидийский лад из любой мажорной гаммы, нужно всего лишь приподнять на полтона вверх четвёртую ноту. Такое небольшое изменение в структуре отражается на звучании мелодического ряда. Он приобретает ещё более мажорную, радостную окраску и ассоциируется с чем-то лёгким и фантастическим. Мелодия, построенная на его ступенях, кажется кристально-чистой, воодушевляющей и сказочной.

лидийский лад фоно

Ощущение невесомости и атмосферность звучания лидийского лада побуждает современных профессиональных композиторов и музыкантов-любителей использовать его в своих аранжировках.

Как построить лидийский лад

Проще всего построить любой этот октавный ряд можно от базовой стандартной гаммы До мажор, она же – ионийский лад. Визуальное её представление в виде клавиатуры позволит быстро понять, как это сделать.

ионический лад

Для удобства возьмём общепринятые обозначения нот на латыни:

До – C;

Ре – D;

Ми – E;

Фа – F;

Соль – G;

Ля – A;

Си – B.

Чтобы построить лидийский ряд, нужно сыграть гамму по белым клавишам от IV ступени До мажора – ноты Фа. Строение от этого звука не нуждается в использовании диезов или бемолей, то есть чёрных клавиш.

Для наглядности рассмотрим две эти гаммы в сравнении. Стандартный до мажор, или ионический лад, выглядит так: C, D, E, F, G, A, B, C.

ионийский лад

Построенный от его четвёртой ступени лидийский лад, или фа лидийский, имеет следующий вид: F, G, A, B, C, D, E, F.

лидийский лад

Формула мажорного С, как и любых других натуральных мажоров, такая: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Схема построения гаммы лидийского мажора: тон – тон – тон – полутон – тон – тон – полутон. ТО есть изменяется только позиция четвёртой ноты, а именно, повышается на ½ тона.

Зная это, можно построить лидийскую гамму от любого нужного звука.

Преобразуем для удобства в лидийский обычный До мажор и получим следующий звукоряд:

C, D, E, F#, G, A, B, C.

Ещё один вариант запоминания, который для некоторых начинающих гитаристов оказывается легче, чем заучивание гаммы, – это система тетрахордов. Тетрахордом называется отрезок октавы из четырёх ступеней.

Таким образом, лидийский лад состоит из двух тетрахордов – уникального целотонового и привычного ионийского, с которого начинается любая мажорная гамма:

  • тон – тон – тон (C, D, E, F#);
  • тон – тон – полутон (G, A, B, C), и связывает две эти части полутон.

Интересная особенность, которую можно использовать для проверки правильности построения, заключается в том, что если поменять местами два тетрахорда, в данном случае До лидийской гаммы, то можно сыграть мажорную гамму в Соль: G, A, B, C, D, E, F#, G.

Используя любой из этих двух вариантов, можно быстро и легко построить лидийский звукоряд в любой нужной тональности и обыгрывать им мажорные аккорды, чтобы придать необычные нотки музыкальному произведению.

человек с гитарой

Аппликатура лада

Играть любой октавный ряд можно на ладах всего грифа, в зависимости от того, какие ноты по высоте требует мелодия и аранжировка. Аппликатура лидийского лада в тональности До мажор для первых пяти ладов схематично выглядит так:

 

На рисунке приняты следующие обозначения:

  • римские цифры – ступени лидийской гаммы;
  • красный круг – I ступень, или тоника;
  • голубой круг – IV (повышенная) ступень, характеризующая лидийский лад;
  • зелёный круг – остальные ступени звукоряда.

Кружки с цифрами показывают, какая ступень мелодического лада зажимается на том или ином ладу. Ступени, расставленные за пределами ладов в районе первого порожка означают ноту на открытой струне.

Сыграть лидийский мажор в До можно от любой тоники. Для этого необходимо выбрать подходящий красный круг и продвигаться по ступеням звукоряда: I, II, III, IV, V, VI, VII.

Аккорды от лидийского лада

Чтобы построить лидийский аккорд в любой тональности, можно взять классическое мажорное трезвучие и добавить в него IV повышенную ступень. В сложных аккордах с надстройками нота обычной мажорной четвёртой ступени заменяется на повышенную на полтона.

классическое мажорное трезвучие

Рассмотрим пример образования аккордов для тональностей Фа и До мажор, которые фигурировали в предыдущих разделах статьи.

Обычный аккорд До мажор ( C ) выглядит так:

Аккорд C

Аккорд До мажор с добавленной IV ступенью Фа#, или Clyd (Cadd#4):

Аккорд Фа мажор (F, Fmaj), взятый на первом ладу с барре:

Чтобы сделать из него Фа лидийский (Flyd, Fadd#4), нужно заменить в аккорде до на си:

Для Фа мажора лидийского ноту си можно взять не в басу, а на третьей струне, где она будет уже XI ступенью, но тогда для III ступени ля не останется места, и придётся её опустить.

Получится лидийский задержанный аккорд, который обозначается как sus, с добавленной одиннадцатой ступенью. Он называется Fsus#11 и выглядит так:

Такой аккорд получает особенно загадочное, максимально лидийское значение, и в гармоничной последовательности звучит очень красиво.

Буквенное обозначение аккордов лидийского лада в разных источниках могут отличаться. Мажоры с добавленной повышенной ступенью называются как тональность на латыни с приставкой lyd, add#4 или add#11. Например, Fadd#4, Cmaj7#11, Flyd, Clydian.

Как использовать лидийский лад в своей музыке

Мистическое звучание лидийского лада уместно использовать для придания соответствующего необычного настроения произведению. Хорошо вписывается такой звукоряд в песни, повествующие фэнтезийные истории, поэтому стоит попробовать использовать лидийский мажор в фолк-музыке.

человек с гитарой

Ещё один вариант использования лидоктав – это джазовая музыка. Обыгрывание аккордов с помощью нот лидийской гаммы придаёт свежее, более современное звучание этому направлению музыки.

Способов применения лидийского лада в написании и аранжировки музыки несколько:

  1. Можно заменить обычный мажорный аккорд на лидийский.
  2. Переносить 4 ступень во все ступени пентатоники.
  3. Строить мелодию на основополагающих ступенях лидийского звукоряда.
  4. Обыгрывать нотами лид-гаммы обычные мажорные аккорды.

Наиболее простое и часто используемое применение такого звукоряда заключается в последовательном обыгрывании I, III, IV, VII ступеней. Для лидийского мажора в До (C, D, E, F#, G, A, B, C) это будут следующие ноты: C, E, F#,B. Именно эти позиции считаются основополагающими в лидийском мажоре, позиции II и VI достаточно нейтральны по своему звучанию и лишь дополняют звучание лада, а не определяют его. Также не стоит часто акцентировать в мелодии V ступень, чтобы не перейти незаметно для себя в мажорную гамму Соль (если играем в лидийском До).

Не стоит забывать, что лидийская гамма очень похожа на мажор и отличается от него всего лишь одной ступенью – IV. Поэтому максимально важно в произведении, создаваемом в лидийском строе, акцентировать именно характеризующую его ноту. Чтобы не приблизиться к обычному мажору, четвёртая повышенная ступень должна постоянно фигурировать во всех частях произведения – в его мелодии, в бас-партии, в аккордах.

Примеры использования в музыке

Ярким примером использования лидийского лада в музыке, слышать который могли все наши  без исключения современники, является главная музыкальная тема из мультсериала “Симпсоны”. Она звучит в заставке перед началом каждой серии. На протяжении всей мелодии её автор использует повышенную IV ступень, что придаёт композиции сказочный и необычайно радостный окрас. Музыка в точности передаёт комедийный характер мультипликационной картины.

Написал The Simpsons Theme композитор Дэниел Эльфман в 1989 специально для мультфильма.

Использовать в аранжировках лидийский лад любит известный гитарист-виртуоз Джо Сатриани, его ученик и последователь Стив Вай, а также современные джазовые коллективы, особенно работающие в стиле джаз-фьюжн.

Изучение менее популярных для современной музыки мелодических ладов, каким является и лидийский лад, позволит автору, музыканту и аранжировщику создавать уникальные произведения, которые будут заметно выделяться на фоне сотен похожих друг на друга песен.

 

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий

ProGitary.ru

информационный портал для любителей гитары