Кроме привычного слуху натурального мажора и минора, в музыке существует множество других ладов с необычным и самобытным звучанием. Каждый из них имеет своё уникальное мелодическое направление и очень точно передаёт его произведению, которое написано в рамках его звукоряда. Музыкальный лад, знакомство с которым откроет перед музыкантом новые возможности в написании и аранжировке позитивных песен – это лидийский мажор.
Что такое лидийский лад в музыке
Лидийский лад – один из семи натуральных мелодических ладов в музыке, имеющий самое мажорное наклонение. Его родиной считается Древняя Греция, именно там была выведена закономерность этого необычного звукоряда, как и шести остальных ладов. По своей структуре и звучанию он схож с наиболее популярным натуральным мажором, но имеет собственную отличительную черту, которая определяет его особенность.
Отличия от обычного мажора
Главное отличие лидийской октавы от обычного мажора заключается в повышенной IV ступени. Если говорить совсем коротко, то чтобы получить лидийский лад из любой мажорной гаммы, нужно всего лишь приподнять на полтона вверх четвёртую ноту. Такое небольшое изменение в структуре отражается на звучании мелодического ряда. Он приобретает ещё более мажорную, радостную окраску и ассоциируется с чем-то лёгким и фантастическим. Мелодия, построенная на его ступенях, кажется кристально-чистой, воодушевляющей и сказочной.
Ощущение невесомости и атмосферность звучания лидийского лада побуждает современных профессиональных композиторов и музыкантов-любителей использовать его в своих аранжировках.
Как построить лидийский лад
Проще всего построить любой этот октавный ряд можно от базовой стандартной гаммы До мажор, она же – ионийский лад. Визуальное её представление в виде клавиатуры позволит быстро понять, как это сделать.
Для удобства возьмём общепринятые обозначения нот на латыни:
До – C;
Ре – D;
Ми – E;
Фа – F;
Соль – G;
Ля – A;
Си – B.
Чтобы построить лидийский ряд, нужно сыграть гамму по белым клавишам от IV ступени До мажора – ноты Фа. Строение от этого звука не нуждается в использовании диезов или бемолей, то есть чёрных клавиш.
Для наглядности рассмотрим две эти гаммы в сравнении. Стандартный до мажор, или ионический лад, выглядит так: C, D, E, F, G, A, B, C.
Построенный от его четвёртой ступени лидийский лад, или фа лидийский, имеет следующий вид: F, G, A, B, C, D, E, F.
Формула мажорного С, как и любых других натуральных мажоров, такая: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
Схема построения гаммы лидийского мажора: тон – тон – тон – полутон – тон – тон – полутон. ТО есть изменяется только позиция четвёртой ноты, а именно, повышается на ½ тона.
Зная это, можно построить лидийскую гамму от любого нужного звука.
Преобразуем для удобства в лидийский обычный До мажор и получим следующий звукоряд:
C, D, E, F#, G, A, B, C.
Ещё один вариант запоминания, который для некоторых начинающих гитаристов оказывается легче, чем заучивание гаммы, – это система тетрахордов. Тетрахордом называется отрезок октавы из четырёх ступеней.
Таким образом, лидийский лад состоит из двух тетрахордов – уникального целотонового и привычного ионийского, с которого начинается любая мажорная гамма:
- тон – тон – тон (C, D, E, F#);
- тон – тон – полутон (G, A, B, C), и связывает две эти части полутон.
Интересная особенность, которую можно использовать для проверки правильности построения, заключается в том, что если поменять местами два тетрахорда, в данном случае До лидийской гаммы, то можно сыграть мажорную гамму в Соль: G, A, B, C, D, E, F#, G.
Используя любой из этих двух вариантов, можно быстро и легко построить лидийский звукоряд в любой нужной тональности и обыгрывать им мажорные аккорды, чтобы придать необычные нотки музыкальному произведению.
Аппликатура лада
Играть любой октавный ряд можно на ладах всего грифа, в зависимости от того, какие ноты по высоте требует мелодия и аранжировка. Аппликатура лидийского лада в тональности До мажор для первых пяти ладов схематично выглядит так:
На рисунке приняты следующие обозначения:
- римские цифры – ступени лидийской гаммы;
- красный круг – I ступень, или тоника;
- голубой круг – IV (повышенная) ступень, характеризующая лидийский лад;
- зелёный круг – остальные ступени звукоряда.
Кружки с цифрами показывают, какая ступень мелодического лада зажимается на том или ином ладу. Ступени, расставленные за пределами ладов в районе первого порожка означают ноту на открытой струне.
Сыграть лидийский мажор в До можно от любой тоники. Для этого необходимо выбрать подходящий красный круг и продвигаться по ступеням звукоряда: I, II, III, IV, V, VI, VII.
Аккорды от лидийского лада
Чтобы построить лидийский аккорд в любой тональности, можно взять классическое мажорное трезвучие и добавить в него IV повышенную ступень. В сложных аккордах с надстройками нота обычной мажорной четвёртой ступени заменяется на повышенную на полтона.
Рассмотрим пример образования аккордов для тональностей Фа и До мажор, которые фигурировали в предыдущих разделах статьи.
Обычный аккорд До мажор ( C ) выглядит так:
Аккорд До мажор с добавленной IV ступенью Фа#, или Clyd (Cadd#4):
Аккорд Фа мажор (F, Fmaj), взятый на первом ладу с барре:
Чтобы сделать из него Фа лидийский (Flyd, Fadd#4), нужно заменить в аккорде до на си:
Для Фа мажора лидийского ноту си можно взять не в басу, а на третьей струне, где она будет уже XI ступенью, но тогда для III ступени ля не останется места, и придётся её опустить.
Получится лидийский задержанный аккорд, который обозначается как sus, с добавленной одиннадцатой ступенью. Он называется Fsus#11 и выглядит так:
Такой аккорд получает особенно загадочное, максимально лидийское значение, и в гармоничной последовательности звучит очень красиво.
Буквенное обозначение аккордов лидийского лада в разных источниках могут отличаться. Мажоры с добавленной повышенной ступенью называются как тональность на латыни с приставкой lyd, add#4 или add#11. Например, Fadd#4, Cmaj7#11, Flyd, Clydian.
Как использовать лидийский лад в своей музыке
Мистическое звучание лидийского лада уместно использовать для придания соответствующего необычного настроения произведению. Хорошо вписывается такой звукоряд в песни, повествующие фэнтезийные истории, поэтому стоит попробовать использовать лидийский мажор в фолк-музыке.
Ещё один вариант использования лидоктав – это джазовая музыка. Обыгрывание аккордов с помощью нот лидийской гаммы придаёт свежее, более современное звучание этому направлению музыки.
Способов применения лидийского лада в написании и аранжировки музыки несколько:
- Можно заменить обычный мажорный аккорд на лидийский.
- Переносить 4 ступень во все ступени пентатоники.
- Строить мелодию на основополагающих ступенях лидийского звукоряда.
- Обыгрывать нотами лид-гаммы обычные мажорные аккорды.
Наиболее простое и часто используемое применение такого звукоряда заключается в последовательном обыгрывании I, III, IV, VII ступеней. Для лидийского мажора в До (C, D, E, F#, G, A, B, C) это будут следующие ноты: C, E, F#,B. Именно эти позиции считаются основополагающими в лидийском мажоре, позиции II и VI достаточно нейтральны по своему звучанию и лишь дополняют звучание лада, а не определяют его. Также не стоит часто акцентировать в мелодии V ступень, чтобы не перейти незаметно для себя в мажорную гамму Соль (если играем в лидийском До).
Не стоит забывать, что лидийская гамма очень похожа на мажор и отличается от него всего лишь одной ступенью – IV. Поэтому максимально важно в произведении, создаваемом в лидийском строе, акцентировать именно характеризующую его ноту. Чтобы не приблизиться к обычному мажору, четвёртая повышенная ступень должна постоянно фигурировать во всех частях произведения – в его мелодии, в бас-партии, в аккордах.
Примеры использования в музыке
Ярким примером использования лидийского лада в музыке, слышать который могли все наши без исключения современники, является главная музыкальная тема из мультсериала “Симпсоны”. Она звучит в заставке перед началом каждой серии. На протяжении всей мелодии её автор использует повышенную IV ступень, что придаёт композиции сказочный и необычайно радостный окрас. Музыка в точности передаёт комедийный характер мультипликационной картины.
Написал The Simpsons Theme композитор Дэниел Эльфман в 1989 специально для мультфильма.
Использовать в аранжировках лидийский лад любит известный гитарист-виртуоз Джо Сатриани, его ученик и последователь Стив Вай, а также современные джазовые коллективы, особенно работающие в стиле джаз-фьюжн.
Изучение менее популярных для современной музыки мелодических ладов, каким является и лидийский лад, позволит автору, музыканту и аранжировщику создавать уникальные произведения, которые будут заметно выделяться на фоне сотен похожих друг на друга песен.