Перебор на гитаре: все секреты для новичков

перебор на гитаре Уроки гитары

После изучения различных техник боя наступает момент начала освоения игры на гитаре перебором. Являясь одним из основных техник игры, обозначает поочередное щипание струн с целью извлечения звуков. Разновидностей множество, как и простора для фантазии, поэтому подойти к изучению необходимо тщательно.

Что такое переборы и как играть перебором

Как было сказано, перебор – это техника извлечения звука на гитаре путем поочередного перебирания струн щипком. В данном случае каждый палец игровой руки должен работать определенным образом, чтобы правильно и в соответствии с мелодией делать движение на нужной струне.

Извлекать звук можно при помощи небольших ногтей, а также подушечками пальцев. Оба варианта подходят для музыкантов. Каждый выбирает удобный для себя.

Еще один способ – использование медиатора. Этот способ труднее освоить новичкам, так как при использовании медиатора кисть двигается намного быстрее, что требует определенной подготовки и отработки. Но при этом можно получить более яркое и четкое звучание. Опытные музыканты могут комбинировать движения пальцев и медиатором, зажимая его двумя пальцами, а остальными помогать играть другие струны.

Данную технику еще называют chiken pikin’

Современными приспособлениями для игры переборов являются плектры – насадки на пальцы с треугольным наконечником. Играть с ними не просто, требуется тренировка и привычка, но звук всегда ясный и четкий. Такой метод очень быстро стал набирать популярность в последнее время.

Перед тем, как начинать игру, стоит внимательно изучить гитарный гриф и посмотреть положение пальцев на струнах.

Басовые струны зачастую дают начало перебору с помощью удара по ним большим пальцем. Далее происходят движение остальных пальцев, продолжая мелодичную часть композиции.

Указательный, средний, безымянный и мизинец не касаются басовых струн – на них движения осуществляет только большой палец.

Позиция кисти перед началом: сжатие в неполный кулак. Начало движения с басовых струн несильными надавливаниями вниз. Затем остальные пальцы по очереди дергают нужные струны снизу вверх. В зависимости от проигрываемого аккорда выбираются струны, которые будут задействованы в игре. Это всегда можно посмотреть на схеме.

При повторном переборе на одном и том же аккорде часто басовые струны, которые входят в аккорд, проигрывают по очереди. Это добавляет разнообразия и свежего звучания. Исключением будет только указание в мелодии определенного исполнения того или иного аккорда.

После выбора способа и приспособлений, стоит уделить особое внимание позиции и осанке. Правильная посадка и удобная позиция рук и ног обеспечит более профессиональное звучание. Также стоит внимательно следить за положением инструмента: он не должен скользить по ногам или подаваться вперед при игре. Единственно верное его положение – фиксированная позиция без скольжения и дополнительных движений при игре.

перебор на гитаре

Виды переборов

Легкие и простые переборы

Основная их цель – отработка навыков у новичков, а также тренировка пальцев, движений и отработка скорости игры. Такие переборы имеют определенные схемы, которые не сложны, но создают простые музыкальные рисунки и не пригодны для импровизаций.

Основные обозначения на схемах для игры перебором:

  • Цифры – это наименование струн;
  • Точки – последовательность, с которой нужно играть струны перебором.

схема игры перебором

Перебор шестерка: схема

Относится к простым переборам классического типа. Используется в большинстве композиций и изучается в первую очередь.

Разновидности:

  • Классический – большой палец дергает бас – струну, затем они играются в таком порядке: 3 – 2 – 1 – 2 – 3. Мелодия имеет цикличное звучание, которое можно распознать в большом количестве композиций.

Классический перебор

  • Нестандартный – разительно отличается от классического. В данном случае, звук басовой и третьей струн играется одновременно, а далее 2 – 1 – 3 – 2 – 1. Не очень сложна в исполнении, проще удается новичкам.

Нестандартный перебор

  • Специфическая. Главное ее отличие – звучание баса происходит дважды. Структура выглядит так: 6 – 1 – 2 – 5 – 1 – 2. Наиболее технически сложная схема, стоит тщательно отработать движения для игры. Все движения происходят без остановки.

Специфический перебор

Известные композиции, в который используется шестерка:

Перебор восьмерка: виды, схемы

Этот вид подходит уже для более продвинутого изучения игры на гитаре. В данных схемах задействуется большее количество струн и производится большее число движений.

Перебор имеет несколько схем:

  • Начало – басовая струна, затем 3 – 2 – 3 – 1 – 3 – 2 – 1. Если посмотреть внимательно, то схема имеет 2 одинаковых повторяющихся рисунка с разделением первой струной.

Перебор 1

  • Начало такое же, как и у первого типа, а затем 3 – 2 – 1 – 2 – 3 – 2 – 3. Более удобен в игре из-за повторения восходящей последовательности.

перебор 2

  • Начинается с баса, а затем 3 – 2- 3 – 1 – 2 – 3 – 2.

ПЕРЕБОР 3

  • Очень специфический и непростой перебор. Впервые был использован в песне А.Макаревича «Костер». Схема такова: бас 6 – 3 – 1 – 3 – бас 5 – 3 – 1 – 2.

перебор 4

  • Схема без баса: 1 -2 – 3 – 1 – 2 – 3- 1 – 2. Несложный вариант с повторением одного музыкального фрагмента.

перебор 5

  • Длинная восьмерка. Получила такое название из-за того, что при игре данным способом затрагивается максимальное количество струн. Схема: бас – 4 – 3 – 2 – 1 – 2 – 3- 4.

перебор 6

  • Нисходящая последовательность играется при восьмерке в таком варианте: бас – 1 – 2 – 3- 4 – 1 – 2 – 3.

перебор 7

 

  • Еще одна нестандартная схема: бас 6 – 4 – 3 – 4- бас 5 – 4 – 3 – 4. Используется в композиции ДДТ «Вороны» и играется без остановки.

перебор 8

 

Наиболее известные композиции с использованием перебора восьмерка:

Перебор четверка: виды, схемы

Самый простой вид переборов, так как задействуется всего 4 струны. Вариации и способы игры данного типа различны, но объединяет их то, что игра происходит на одной из басовых струн и ми, си, соль.

Основные типы схем:

  • Нисходящая последовательность – бас – 3 – 2 – 1. Очень простая и быстро запоминается.

перебор 9

 

  • Бас – 3 – 1 – 2. Более выразительный рисунок запомнить сложнее, чем в первом варианте, но при должной отработке быстро усваивается и применяется в игре.

перебор 10

 

  • Бас – 3 – 2 – 3. Также легкая и запоминающаяся схема.

перебор 11

 

  • Восходящая последовательность – бас – 1 – 2 – 3.

перебор 12

 

  • Сложный вариант – обратная четверка. Достаточно сложный в исполнении. Требует тренировки координации и механики. Принцип такой: бас, 1 и 2 звучат одновременно, затем 3, а потом 1 и 2 одновременно, затем опять 3. Звучание у перебора оригинальное, но требует заучивания.

перебор 13

 

Вальсовый перебор

Особый тип перебора, который используется при размере такта три четвертых. Например, песня «Прогулки по воде» группы Наутилус Помпилиус основана именно на таком переборе.

Существует 3 разновидности:

  • сначала бас, а затем одновременно 1 и 2 струны два раза подряд;

перебор 14

 

  • бас, затем 3 струны одновременно 2 раза подряд;

перебор 15

 

  • бас – 3 – 2 и 1 – 2 и 1.

перебор 16

 

Наиболее известные композиции, играющиеся с помощью вальсового перебора:

Обозначения на схемах переборов

Для того, чтобы правильно воспроизвести то, что написано на бумаге или странице в интернете, необходимо изучить, как правильно считывать ноты при необходимости играть перебором.

Чтобы верно играть по схеме, нужно знать принцип ее построения:

  • Схема представляет собой 6 линеек по количеству струн. Первая находится вверху, шестая – внизу.
  • На полосках соответствующих струн нарисованы круги в последовательности, соответствующей определенному типу перебора.
  • При звучании определенных тональностей, вместо кругов на линиях написаны цифры, соответствующие ладам, которые нужно зажать.
  • Для упрощения указывают внизу наименование аккордов, которые нужно сыграть при помощи перебора – это поможет принять правильную позицию руки.

обозначения нот на грифе

схема игры перебором

В прочтении схем нет ничего сложного, главное, быть внимательным и правильно смотреть на обозначения.

Правильная посадка и постановка правой руки

При игре перебором очень важна позиция тела и рук. Если занять неправильное положение, гитара будет скользить, и придется постоянно ее поправлять, что несомненно отрицательно отразится на качестве игры.

Правильное положение тела может быть двух типов:

  • Классическое. Для правшей – левая, а для левшей – правая нога располагается выше другой. Гриф гитары находится по диагонали, как бы смотрит вверх, а выемка деки направлена на бедро.
  • Эстрадное. В этом случае приподнята нога, соответствующая ведущей руке. Корпус гитары при этом расположен параллельно полу.

Правильная посадка и постановка правой руки

Не менее важно следить за положением и движениями рук. Основную руку необходимо полностью расслабить, а предплечьем опереться на внешнюю сторону деки. Движения стоит осуществлять только кистью, остальная часть руки не задействуется в игре – в этом случае рука не будет излишне напрягаться, а движения будут легкими и точными.

Также основная рука может находится над розеткой. Это также правильное положение, но чаще всего используется при игре на бас – гитаре.

Другая рука, которой необходимо зажимать струны, должна обхватывать гриф, а пальцы при этом остаются в полусогнутом состоянии. Если необходимо заглушить басовую струну, то большой палец должен слегка ее коснуться.

Техника игры перебором

Пальцы и ногти

Научившись держать руки в правильном положении, необходимо следить за движениями и постановкой пальцев. Каждый палец должен находиться на своей позиции – это облегчит игру – не придется в спешке передвигать пальцы по струнам. Стоит сразу начать обучение игры перебором с помощью всех пальцев. Если один из пальцев не привыкнет, то при сложных вариантах игра будет невнятная, некачественная.

Для правильного извлечения звука можно воспользоваться один из приемов:

  • Tirando – не происходит опоры на соседнюю струну;
  • Apoyando – есть опора на струну рядом.

Кроме того, перебором можно играть при помощи ногтей. Для этого некоторые гитаристы специально отращивают ногти на ведущей руке. Методику игры при помощи ногтей разработал гитарный преподаватель из Мадрида – Дионисио Агуадо:

  • Произвести захват струны мягкой частью фаланги;
  • Выпрямить большой палец сильнее, чем при обычном способе;
  • Путем скольжения ногтя на струну извлечь звук.

С помощью этого принципа звучание будет более четким, насыщенным, контрастным.

Медиатор

Данный способ игры более распространен у профессионалов, потому что требует определенных умений и сноровки. При желании, новичок также может его освоить и применять в игре.

Правильно держать медиатор стоит, зажимая его между большим и указательным пальцами. Рука при этом должна быть расслаблена, а кулак должен быть воздушный – внутри него как будто что-то есть. Если не получается сразу принять правильное положение, можно смять лист бумаги в шарик, затем легко зажать его.

Манера игры не отличается от перебора пальцами, но есть один нюанс: игра перебором с помощью медиатора осуществляется штрихами вверх/вниз. Они должны сменять друг друга, то есть подряд 2 вверх или вниз штриха не используют.

Также стоит учесть, что при игре медиатором происходит больше движений кистью, что обуславливает большую скорость движения.

Плектры

Этот предмет использовался при игре на банджо, но в данный момент набирает популярность использования среди гитаристов. Это насадки на пальцы, которые похожи на медиаторы на конце. В целом, техника перебора сохраняется такая же, как при игре пальцами, отличается исключительно звучание.

Упражнения для развития навыка

Чтобы отработать различные варианты переборов, существует несколько упражнений:

  • Подготовительное – основано на отработке движения пальцев на струнах. Развивает мышечную память пальцев.
  • Отработка каждого вида перебора должна производиться сначала на открытых струнах до полного автоматизма.
  • Не стоит забывать про мизинец. Включайте его в работу и используйте в игре, чтобы предотвратить дряблость этого пальца, если вдруг понадобиться его использовать.
  • Танец паука – поочередно играйте по 2 лада подряд на одной струне, поднимаясь, а затем в обратном порядке. Это помогает скооперировать движения обеих рук.

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий