Впервые Полет шмеля мы имели счастье услышать в опере “Сказка о царе Салтане”, и уже тогда композиция поражала своей скоростью и виртуозностью. Полет шмеля была написана для скрипки, и тем не менее, это не останавливало музыкантов ни с одним другим инструментом – и гитаристов в том числе. На данный момент произведение считается чуть ли не краеугольным камнем для большинства – сыграть его означает показать свой профессионализм и произвести неизгладимое впечатление и на слушателей, и на виртуозов.
Хотите тоже принять этот вызов? Тогда мы должны вас предупредить – Полет шмеля не для новичков. Но даже если вы он и есть – все равно попробуйте разобрать композицию хотя бы поверхностно. Это станет для вас бесценным опытом и продвинет вас в изучении гитары намного лучше, чем какие либо другие произведения.
Полет шмеля на гитаре: общая информация
Строй: советуем использовать стандартный испанский строй Е
Темп: 200 bpm, но ограничений нет. Сможете быстрее – играйте быстрее 😉
Полет шмеля на гитаре: основные советы
Разучивайте “Шмеля” небольшими отрывками.
Не смотря на всю кажущуюся сложность, композиция представляет из себя всего лишь хроматическую гамму, а потом – стоит для начала разобраться, что это такое.
Хроматическая гамма – это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами.
Старайтесь сначала тренировать игру по одному такту, так как сыграть сразу 4-четверти чревато большим количеством нот, а на начальном этапе вам необходимо понять аппликатуру пальцев и запомнить ее.
Не торопитесь.
Не имеет смысла учить интерлюдию Римского-Корсакова сразу в ритме 200bpm. Разучивание этой композиции будет долгим и кропотливым вырабатыванием мышечной памяти, никак иначе сыграть ее в дальнейшем невозможно.
Используйте метроном.
Помимо скоростного исполнения, “Шмель” подразумевает еще и ровность и техничность звучания. Любой сыгранной ноте – свое четкое место и время, без опозданий.
Лучше всего использовать следующую последовательность пальцев: 4-3-2-1 (мизинец-безымянный-средний-указательный)
Используйте медиатор и прием “переменный штрих”
Актуально и для акустической гитары – и для электро.
Переменный штрих необходим для достижения эффекта жужжания и играется так: едва задеваем кончиком медиатора струны движением «вниз-вверх». Основной упор на кистевой сустав, пальцы неподвижны и крепко держат медиатор.
Играйте часто
Тренируйтесь каждый день и не прощайте себе оплошностей – Шмель не то произведение, где можно скрыть пару тройку “косячных” нот за счет скорости игры. Отрабатывайте сложные моменты тщательно и сразу.
Полет шмеля на гитаре: табы
Полет шмеля на гитаре: видеоурок