Вальсовый бой получил свое название от одноименного жанра музыки, который с начала 17 века служил аккомпанементом не менее известному виду танца — вальсу. Ритм ¾ не только отличается своей динамичностью, но и является вторым по популярности боем для исполнения на гитаре. Этот вид распространен практически во всех музыкальных жанрах, но наиболее часто его можно встретить среди шансона и дворовых песен.
Как играть вальсовый бой на гитаре
Для начала стоит отметить, что вальсовый бой можно играть не только пальцами, но и использовать медиатор. Для отличного освоения техники придется изрядно потренироваться, так как исполнять данный вид можно ударами боя, а можно техникой «бас-щипок». Попробовав все варианты, будет проще определиться, как играть вальс на гитаре в том или ином случае.
В первом варианте будет первый удар баса вниз, а второй и третий звуки будут широкими штрихами вверх вниз.
Во втором варианте большим пальцем играется бас, а затем звучат второй и третий такты с помощью щипка.
Щипок можно осуществлять двумя техниками:
- Апояндо — техника постановки левой руки таким образом, что кончики пальцев находятся на одинаковом расстоянии от струн, а кисть при этом едва сгибается.
- Тирандо — постановка кисти левой руки таким образом, что пальцы при игре щипком не качаются других струн, а положение их немного загнутое к деке гитары. При этом большой палец опирается на басовую струну.
Важные детали исполнения
При игре вальсового боя стоит учесть несколько очень важных деталей:
- игра всегда проходит на счет раз — два — три. При этом раз — басовый удар в основном играется единым способом во всех вариантах, то два — три могут быть сыграны в абсолютно различных вариациях и техниках.
- Для каждой композиции стоит учесть и способ работы кисти, описанный выше (тирандо или апояндо). Каждый из них придает звуках свое настроение и музыкальную расцветку.
- При игре медиатором сложнее всего зафиксировать те звуки, которые должны быть извлечены, поэтому при игре счета два — три лишние струны стоит или приглушить или движение кисти строго контролировать и останавливать в нужном положении.
Вальсовый ритм
Стандартный вальсовый ритм подразумевает звучание 3 долей на один такт. То есть размер такого ритма может быть 3/4, 3/8 или 6/8. В последнем случае на один такт приходится 2 ритмические фигуры ¾. В таком типе ритма сильная доля практически в любом случае будет падать на первый звук.
Простой вальсовый бой
Этот вариант является наиболее распространенным из-за простоты исполнения. Акцент делается на первый удар баса, а удары 2 и 3 звучат немного тише. При этом штрихи ударов происходят в одном направлении — вниз или в разные стороны. При этом штрихи после баса могут идти как вверх-вниз, так и наоборот.
Такой тип боя с ударами в одном направлении наиболее подходит для исполнения на укулеле, так как ее размер позволяет быстро производить штрихи в одном направлении.
Так как акцент всегда приходится на первую долю, басовая струна должна звучать четко и выразительно, без посторонних звуков, но и 2 и 3 звуки не должны быть приглушенными или искаженными. Единственное условие — отсутствие акцента.
Даже такой простой тип вальсового боя не всегда удается воспроизвести с первого раза, особенно начинающим музыкантам. Очень сложным является поддержание постоянного темпа и ритма. Чаще всего для помощи используют метроном, он позволяет не сбиться с темпа и сохранять его на протяжении всего произведения.
Но данный тип исполнения чаще всего рекомендуют при игре вальса на гитаре для начинающих.
Щипковый вальсовый бой
Данный тип наиболее предпочтителен среди исполнителей композиций с ритмом три четверти, так как в этом случае играть получается более точно и чисто из-за щипков определенных струн.
В данном случае для щипка звуков 2 и 3 используют 2 приема — апояндо и тирандо, описанных выше.
Именно это приемы позволяют максимально четко передать нужную в произведении интонацию.
Схема игры при этом не сильно отличается от исполнения боем. Акцент играется большим пальцем на струне, на которой находится основной бас аккорда.
После баса второй и третий звуки на том же аккорде определенным приемом щипка играются при помощи пальца. Как правило, второй и третий звуки всегда идентичны по звучанию, а вот басовые струны могут меняться. Из-за этого звучание одного и того же аккорда будет казаться более разнообразным.
Сложный вальсовый бой
Сложный вальсовый бой подразумевает специфический ритмический рисунок, который должен вписаться в ритм вальса.
Такого вида боя существует несколько типов:
- первый тип включает в себя 8 ударов на один такт. Из них первые 2 — это 6 и 5 струны баса, которые играются большим и указательным пальцами в направлении вниз-вверх, затем идут 3 удара вверх-вниз — вверх, при чем очень быстро, после этого опять идет комбинация звуков басовых струн в таком же положении и последовательности, а завершается рисунок ударом вниз по остальным струнам.
- Схема попроще выглядит таким образом: один удар большим пальцем делается по басу, а на счет 2, 3 делается 3 удара вниз-вверх-вниз. Таким образом, должно на 3 такта приходится 4 удара.
- Третий вид сложного вальсового боя является самым сложным. Его специфика заключается в том, что в такте игра начинается не с басовой струны. Схема выглядит следующим образом: 2 удара вниз — вверх, затем идет удар баса большим пальцем, после этого следуют 3 удара — вниз — вниз — вверх, затем опять удар баса вниз и завершается такт ударом вниз по всем струнам. Этот вариант наиболее сложный как и в техническом плане, так и в плане соблюдения темпа и ритма. Его нужно тщательно отработать, чтобы правильно расставить акценты. Для упражнений разработаны табы, по которым можно тренироваться в исполнении сложного типа боя.
Песни с вальсовым боем
Композиций, основанных на вальсовом бое очень много, но самые известные из них:
- Денис Майданов — Вечная любовь.
- А. Розенбаум — Послепобедный вальс
- The Beatles – Yesterday
- Смуглянка
- Катюша
- Metallica – Nothing else matter