Вальсовый бой: все секреты для начинающих

Уроки гитары

Вальсовый бой получил свое название от одноименного жанра музыки, который с начала 17 века служил аккомпанементом не менее известному виду танца — вальсу. Ритм ¾ не только отличается своей динамичностью, но и является вторым по популярности боем для исполнения на гитаре. Этот вид распространен практически во всех музыкальных жанрах, но наиболее часто его можно встретить среди шансона и дворовых песен.

Как играть вальсовый бой на гитаре

Для начала стоит отметить, что вальсовый бой можно играть не только пальцами, но и использовать медиатор. Для отличного освоения техники придется изрядно потренироваться, так как исполнять данный вид можно ударами боя, а можно техникой «бас-щипок». Попробовав все варианты, будет проще определиться, как играть вальс на гитаре в том или ином случае.

В первом варианте будет первый удар баса вниз, а второй и третий звуки будут широкими штрихами вверх вниз.

Во втором варианте большим пальцем играется бас, а затем звучат второй и третий такты с помощью щипка.

щипки на гитаре

Щипок можно осуществлять двумя техниками:

  • Апояндо — техника постановки левой руки таким образом, что кончики пальцев находятся на одинаковом расстоянии от струн, а кисть при этом едва сгибается.

апояндо

  • Тирандо — постановка кисти левой руки таким образом, что пальцы при игре щипком не качаются других струн, а положение их немного загнутое к деке гитары. При этом большой палец опирается на басовую струну.

тирандо

Важные детали исполнения

При игре вальсового боя стоит учесть несколько очень важных деталей:

  • игра всегда проходит на счет раз — два — три. При этом раз — басовый удар в основном играется единым способом во всех вариантах, то два — три могут быть сыграны в абсолютно различных вариациях и техниках.
  • Для каждой композиции стоит учесть и способ работы кисти, описанный выше (тирандо или апояндо). Каждый из них придает звуках свое настроение и музыкальную расцветку.
  • При игре медиатором сложнее всего зафиксировать те звуки, которые должны быть извлечены, поэтому при игре счета два — три лишние струны стоит или приглушить или движение кисти строго контролировать и останавливать в нужном положении.

человек играет на гитаре

Вальсовый ритм

Стандартный вальсовый ритм подразумевает звучание 3 долей на один такт. То есть размер такого ритма может быть 3/4, 3/8 или 6/8. В последнем случае на один такт приходится 2 ритмические фигуры ¾. В таком типе ритма сильная доля практически в любом случае будет падать на первый звук.

Простой вальсовый бой

Этот вариант является наиболее распространенным из-за простоты исполнения. Акцент делается на первый удар баса, а удары 2 и 3 звучат немного тише. При этом штрихи ударов происходят в одном направлении — вниз или в разные стороны. При этом штрихи после баса могут идти как вверх-вниз, так и наоборот.

Такой тип боя с ударами в одном направлении наиболее подходит для исполнения на укулеле, так как ее размер позволяет быстро производить штрихи в одном направлении.

Так как акцент всегда приходится на первую долю, басовая струна должна звучать четко и выразительно, без посторонних звуков, но и 2 и 3 звуки не должны быть приглушенными или искаженными. Единственное условие — отсутствие акцента.

Даже такой простой тип вальсового боя не всегда удается воспроизвести с первого раза, особенно начинающим музыкантам. Очень сложным является поддержание постоянного темпа и ритма. Чаще всего для помощи используют метроном, он позволяет не сбиться с темпа и сохранять его на протяжении всего произведения.

вальсовый бой

Но данный тип исполнения чаще всего рекомендуют при игре вальса на гитаре для начинающих.

Щипковый вальсовый бой

Данный тип наиболее предпочтителен среди исполнителей композиций с ритмом три четверти, так как в этом случае играть получается более точно и чисто из-за щипков определенных струн.

В данном случае для щипка звуков 2 и 3 используют 2 приема — апояндо и тирандо, описанных выше.

Именно это приемы позволяют максимально четко передать нужную в произведении интонацию.

щипковый вальсовый бой

Схема игры при этом не сильно отличается от исполнения боем. Акцент играется большим пальцем на струне, на которой находится основной бас аккорда.

После баса второй и третий звуки на том же аккорде определенным приемом щипка играются при помощи пальца. Как правило, второй и третий звуки всегда идентичны по звучанию, а вот басовые струны могут меняться. Из-за этого звучание одного и того же аккорда будет казаться более разнообразным.

Сложный вальсовый бой

Сложный вальсовый бой подразумевает специфический ритмический рисунок, который должен вписаться в ритм вальса.

Такого вида боя существует несколько типов:

  • первый тип включает в себя 8 ударов на один такт. Из них первые 2 — это 6 и 5 струны баса, которые играются большим и указательным пальцами в направлении вниз-вверх, затем идут 3 удара вверх-вниз — вверх, при чем очень быстро, после этого опять идет комбинация звуков басовых струн в таком же положении и последовательности, а завершается рисунок ударом вниз по остальным струнам.

сложный вальсовый бой

  • Схема попроще выглядит таким образом: один удар большим пальцем делается по басу, а на счет 2, 3 делается 3 удара вниз-вверх-вниз. Таким образом, должно на 3 такта приходится 4 удара.
  • Третий вид сложного вальсового боя является самым сложным. Его специфика заключается в том, что в такте игра начинается не с басовой струны. Схема выглядит следующим образом: 2 удара вниз — вверх, затем идет удар баса большим пальцем, после этого следуют 3 удара — вниз — вниз — вверх, затем опять удар баса вниз и завершается такт ударом вниз по всем струнам. Этот вариант наиболее сложный как и в техническом плане, так и в плане соблюдения темпа и ритма. Его нужно тщательно отработать, чтобы правильно расставить акценты. Для упражнений разработаны табы, по которым можно тренироваться в исполнении сложного типа боя.

Песни с вальсовым боем

Композиций, основанных на вальсовом бое очень много, но самые известные из них:

  1. Ария — Штиль.
  2. Наутилус Помпилиус — Прогулки по воде.

  1. Денис Майданов — Вечная любовь.
  2. А. Розенбаум — Послепобедный вальс
  3. The Beatles – Yesterday
  4. Смуглянка
  5. Катюша
  6. Metallica – Nothing else matter
Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий