Септаккорды, несмотря на свое необычное звучание, прочно вошли в обиход гитаристов. Чаще всего такие аккорды используются в джазовой, блюзовой музыке. Но и рок – музыканты все чаще пишут свои композиции, включая различные доминантсептаккорды.
- Структура септаккорда G7 на гитаре
- Ноты
- Интервалы
- Обозначение аппликатур
- Основная позиция на 1 ладу
- Схема с баррэ на 3 ладу
- Септаккорд соль мажор на 4 л
- Аккорд g7 5 лад
- Схема на 10 ладу
- Отличия от аккорда G
- Как используется в музыке
- Замена аккордов G на G7
- Упражнения с последовательностями аккордов
- Упражнения с аппликатурами
Структура септаккорда G7 на гитаре
Ноты
Все септаккорды имеют одинаковое строение в 4 ноты. Именно 4 ступень придает ту мелодичность и необычность.
Септаккорд (G) джи 7 состоит из звуков: соль(g), си(h), ре(d) и фа(f).
Интервалы
Интервалы между 3 нотами такие же, как и у стандартного мажорного трезвучия: тоника, большая терция, малая терция. А вот последняя нота имеет расстояние в малую септиму от тоники или малую терцию от ноты ре.
Обозначение аппликатур
Стандартное обозначение аккорда G7 включает в себя следующие условные обозначения:
- Вертикальные линии – струны, справа налево от 1 до 6;
- Горизонтальные линии – черточки между ладами (жирная первая линия обозначает нулевой порожек);
- Круги на пересечении линий – необходимые для зажатия струны на ладах;
- Арабские цифры в кругах – пальцы, которыми необходимо зажать струны;
- Римские или арабские цифры вне гитарного грифа – номер лада.
Основная позиция на 1 ладу
Самый простой и распространенный вариант, который способен освоить даже новичок. Не требует специфических навыков и техники.
Пальцы расположены следующим образом (струна – лад):
- Указательный – 1 – 1;
- Средний – 5 – 2;
- Безымянный – 6 – 3.
Схема с баррэ на 3 ладу
У этой аппликатуры имеется сходство с аккордом G7 в соответствующей позиции. Имеет следующее положение пальцев (струна – лад):
- Указательный – баре на 3 ладу;
- Средний – 3 – 4;
- Безымянный – 5 – 5.
Септаккорд соль мажор на 4 л
В данном варианте играются только 1- 4 струны. Басы на 5 и 6 не звучат. Это возможно осуществить двумя способами: контролировать движение левой руки или использовать приглушение ребром ладони правой руки.
Пальцы располагаются так (струна – лад):
- Указательный – 3 – 4;
- Средний – 4 – 5;
- Безымянный – 2 – 6;
- Мизинец – 1 – 7.
Аккорд g7 5 лад
Как и в предыдущем варианте не звучат басы на 5 и 6 струнах. В основном, этот тип играется щипком, поэтому не возникает сложности и необходимости глушения.
Пальцы располагаются следующим образом (струна – лад):
- Указательный – 4 – 5;
- Средний – 2 – 6;
- Безымянный – 3 – 7;
- Мизинец – 1 – 7.
Схема на 10 ладу
Данный вариант наиболее часто играется на электрогитаре боем или перебором. Бас на 6 струне не играется, а остальные зажимаются таким образом (струна – лад):
- Указательный – баррэ на 10 ладу;
- Безымянный – 4 – 12;
- Мизинец – 2 – 12.
Отличия от аккорда G
Аккорды соль мажор и септаккорд соль мажор имеет достаточно много отличий между собой:
- Количество нот – в стандартном аккорде их 3, а в септаккорде добавляется малая малая септима от тоники.
- Неразрешенное звучание. G7 имеет такой звук, который требует разрешения и звучит незакончено, поэтому чаще всего является только переходящей ступенью.
В аппликатурах аккорды берутся практически идентично, за исключением пары нот.
Как используется в музыке
Многие виды музыки активно включают в мелодию доминантсептаккорды. Кроме блюза, рока и джаза септаккорд соль мажор применяется в поп – музыке, фанке, фолк – роке, а также исполнителями авторской музыки.
Замена аккордов G на G7
В принципе замена G7 аккордом G возможна и даже часто применяется у менее опытных музыкантов и начинающих гитаристов. При этом звучание мелодии существенно не пострадает из-за замены.
Упражнения с последовательностями аккордов
Для тренировки аккорда септаккорд соль мажор существует несколько аппликатур, с помощью которых отрабатывается игра различными приемами:
Упражнения с аппликатурами
Cm7 — G7 — Fm7 — G#
G7 — C — Em7 — D
G7 — Bm7 — Em7 — C
G — G7 — Bm7 — Bm7 — Em7 — Em7 — Bm7 — C — G
Cm — Fm7 — G7 — Cm7