Дорийский лад на гитаре

дорийский лад Уроки гитары

Дорийский лад является одним из древнейших ладов музыки, который был распространен в Древней Греции. Этот вид натурального лада практически идентичен натуральному минору. В современной музыке он встречается часто, поэтому гитаристам знание о дорийском ладе пригодятся для того, чтобы расширить свои музыкальные знания и возможности.

Дорийский лад и его структура

На письме дорийский лад обозначается как «dorian». Название лада произошло от племени древних греков – дорийцев. Данный лад, как и два других (фригийский и эолийский) являются натуральными ладами минорного наклонения.

Его структура представляет собой натуральный минор с повышенной шестой ступенью. Отсюда становится ясна его тональная схема: тон – полутон – тон – тон – тон –полутон – тон. Если посмотреть внимательно на схему, то можно упростить запоминание тонального состава, если учесть, что это 2 тетраходра, между которыми располагается целый тон. Тетрахорд – это звукоряд, состоящий из четырех ступеней.

Отличия от обычного минора

От обычного минора дорийский минор отличается, как уже говорилось выше, повышенной шестой ступенью. Несмотря на то, что дорийский лад имеет минорное звучание, за счет этой повышенной ступени он звучит более радостно. Своим звучанием он напоминает джазовые или фанковые мелодии. Этот нюанс можно использовать, импровизируя или создавая композиции в этих стилях музыки.

Для того, чтобы наглядно увидеть отличия дорийского лада от минора, можно привести схемы ля-минора:

Натуральный A-moll выглядит так: A B C D E F G.

Am-dorian: A B C D E F# G.

Аппликатуры

Благодаря тому, что дорийский лад и натуральный минор практически не отличаются, их аппликатуры для гитары также имеют мало отличий. При этом аппликатура дорийского минора очень проста и удобна как для запоминания, так и для непосредственного исполнения.

Достаточно запомнить одну схему на гитарном грифе и просто перемещать ее, меняя тонику.

ДОРИЙСКИЙ ЛАД ТАБЫ

Данный пример аппликатуры начинается от пятого лада

На 6-ой струне: 5-ый – 7-ой – 8-ой лады;

На 5-ой струне: 5-ый – 7-ой лад;

На 4-ой струне: 4-ый – 5-ый – 7-ой лады;

На 3-ей струне: 4-ый – 5-ый – 7-ой лады;

На 2-ой струне: 5-ый – 7-ой – 8-ой лады;

На 1-ой струне: 5-ый – 7-ой – 8-ой лады.

Достаточно переместить схему через лад и получается тот же дорийский лад, только от другой тоники.

Стоит отметить, что эта аппликатура имеет много общего с блюзовой гаммой. Часто, для получения интересного и необычного звучания, музыканты соединяют дорийский лад и натуральный минор.

Аккорды

Дорийский лад очень удобно применять для того, чтобы обыграть минорную последовательность аккордов. Поэтому наиболее часто такой прием используется в натуральном миноре.

Структура дорийского аккорда имеет характерную черту этого лада – в нем также должна присутствовать повышенная шестая ступень. К примеру, аккорд Am состоит из нот A – C – E. Для того, чтобы получить аккорд Am-dorian, необходимо к этим нотам добавить шестую повышенную ступень – в данном случае F#. Таким образом, аккорд Am – dorian будет содержать ноты A – C – E – F#.

Существует еще один способ построения дорийского аккорда. В натуральном минорном аккорде любую ноту, кроме тоники, можно заменить на повышенную шестую ступень дорийского лада. Такой способ построения аккорда предполагает следующую структуру аккорда (на примере Am): A – C – F#  или A – F# – E.

Замена одной ноты в аккорде кардинально изменяет звучание аккорда, придавая ему характерные для дорийского лада оттенки.

Дорийский лад в музыке

Как уже говорилось выше, дорийский минор довольно удобен и интересен для импровизации. Этим объясняется его популярность среди джазовых исполнителей и композиторов, а также джазменов и фанк-музыкантов. Со второй половины прошлого столетия она стала популярнее даже обычного натурального минора. В настоящее время можно заявить, что этот лад народной музыки даже вытесняет простой минор.

В музыке средневековой эпохи дорийский лад часто применяли при создании церковных произведений. Это объясняется тем, что с его помощью можно передать настроение светлой печали и умиротворения. Часто аккорды и мотивы дорийского лада в Средневековье применялись для того, чтобы вызвать у слушателей восторг и упоение, иногда даже состояние транса.

В XX веке популярность дорийского лада возродил американский гитарист и композитор-экспериментатор Джими Хендрикс.

В современном музыкальном творчестве данный лад часто используют при создании поп-музыки. Среди ярких примеров можно выделить композицию группы Битлз  «Eleanor Rigby», Дж . Хендрикс «Purple Haze», John Coltrane «Impressions». Также, аккорды дорийского лада встречаются в следующих произведениях и композициях:

  • «Summertime» (Джордж Гершвин)
  • «So What», «Milestones» (Майлз Девиз)
  • «Evil Ways» (Santana) и др.

Несмотря на популярность среди музыкантов, слишком много аккордов и последовательностей в дорийском ладу лучше не использовать. Аккорды в таком миноре звучать с яркими красками античности. Какие-то аккорды и последовательности могут создавать этническое настроение и восточные мотивы. Но тем не менее дорийские аккорды считаются диссонансными, поэтому их лучше всего использовать вместе с аккордами натурального минора. Интересным решением может являться игра соло в дорийском миноре – оно будет звучать необычно и интересно.

человек с гитарой

Использование дорийского лада

Диссонансное звучание аккордов в дорийском ладу активно позволяет использовать джаз и фанк-музыка. Но при этом все равно стоит внимательно относиться к звучанию таких последовательностей аккордов. Очень выигрышно звучат аккорды с дорийской повышенной ступенью звучат в импровизации или сольной партии.

Так как с помощью дорийского минора можно придать композиции необычное звучание и колорит, он очень популярен в современной популярной музыке.

Фолк-музыканты прибегают к применению дорийского лада, чтобы добиться некого этнического звучания. Также, данный лад помогает создавать музыку в стиле Средневековья.

Следует отметить, что новичкам рекомендуется освоить дорийский минор и уметь строить его от любой тоники. Начинающие гитаристы могут использовать знания о строении дорийского лада и его аккордов, развивая навык импровизации. Не смотря на то,  что наиболее часто его можно встретить в джазовой музыке, этот лад также применим во многих других жанрах эстрадной музыки.

Если во время импровизации или создании авторских композиций комбинировать натуральный вид минора и дорийский, то это расширяет музыкальные возможности. Суть импровизации заключается в том, что гитарист обыгрывает аккорды аккомпанемента. То есть, аккомпанемент и мелодия импровизации должны звучать гармонично. Благодаря использованию дорийского лада музыкант может находить более интересные и необычные аккорды, тем самым делая звучание необычным и оригинальным.

Начинающим гитаристам нужно иметь в виду некоторые законы импровизации. Например, если аккомпанемент звучит достаточно разнообразно и насыщенно, то в солирующей линии лучше использовать меньше украшений, мелизмов и т.п. Если же аккомпанемент напротив, неяркий, простой и обычный, то в соло лучше всего будут звучать интересные мелодические ходы, мелизмы. В подобном украшении как раз таки отлично помогают разные виды ладов, в том числе дорийский.

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий