Гамма представляет несколько последовательно расположенных нот. В гамме их семь и их соотношение друг с другом зависит от тональности. Игра разных гамм на гитаре помогает добиться синхронной работы обеих рук музыканта, развивать беглость пальцев, а также способствует более быстрому ориентированию в нотах на грифе. Гамма до-мажор считается основой, поэтому важно ее освоить в числе первых.
Состав и ступени гаммы до-мажор
Гамма до-мажор диатоническая и включает в себя семь ступеней. В данной тональности нет знаков альтерации, что значительно упрощает ее освоение на классической или электрогитаре для музыкантов-новичков.
Как построить гамму до-мажор
Гамма в тональности до-мажор образуется плану расположения тонов в мажорной гамме: «тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон». В соответствии с этим в гамме C-dur следующие ноты: CDEFGABC.
Устойчивые ступени гаммы до-мажор
Устойчивые ступенями – те, что образуют тоническое мажорное трезвучие. То есть это I, III и V ступени: в рассматриваемой гамме это C – E – G.
Устойчивые ступени звучат твердо, убедительно и завершено. Остальные ступени тональности принято называть неустойчивыми. Они звучал напряженно, всегда со стремлением к разрешению. К этим ступеням относятся II, IV, VI и VII ступени. Для C-dur это D – F – A – B.
Аппликатуры гаммы до-мажор на грифе
Независимо от ладов, на которых будет располагаться гамма, все основывается на звуках до-мажорного звукоряда. Бокс в гитарной музыке – это совокупность ладов грифа, в рамках которой может быть сыграна гамма в одной позиции. Существует пять основных позиций исполнения гаммы до-мажор.
Для чтения табов и схем позиций гаммы нужно знать применяемые в них обозначения:
При разучивании до-мажорных позиций и в последующем рекомендуется играть с метрономом. Это правило поможет начинающим гитаристам играть гамму ритмически ровно. Также, стоит при исполнении гаммы до-мажор и зажимать струны, играя всеми пальцами – это поможет развить беглость игры.
Знание нескольких вариантов расположения рассматриваемой гаммы на гитаре позволяет с легкостью импровизировать и играть без заминок, так как не будет возникать вопрос поиска на грифе нужных нот.
Пять позиций гаммы до-мажор на грифе гитары
1-ая позиция. Гамма в данном варианте начинается с 7 лада. Ее движение происходит последовательно. На табулатуре видно, что звуки гаммы берутся на 7-ом, 8-ом и 10-ом ладу. При движении вниз наоборот: от 10-го к 8-му, затем 7-му. Такая табулатура очень проста и поэтому ее не сложно переносить на любую гамму.
2-ая позиция берется с 10-го лада. Принцип расположения нот гаммы в данном варианте схож с вышеописанным. В данной позиции задействованы ноты также из первой позиции, что значительно облегчает освоение данного варианта.
3-я позиция. Данная позиция располагается с первого лада и самой легкой схемой игры до-мажорной гаммы. Звучание начинается с открытой струны.
4-ая позиция строится от 3-го лада, тоника берется на 5-ой струне. В табулатуре видно, что первые звуки гаммы в этой позиции являются последними нотами в предыдущем боксе.
5-ая позиция. Начало этого варианта гаммы C-dur располагается с четвертого ладу. Тоника берется на 3-ей V лада. Заканчивается гамма в данной позиции на восьмом ладу. Если двигаться по гитарному грифу вправо, то после пятой позиции происходит возврат к 1-ой позиции.
Пять позиций гаммы до-диез мажор и ре-бемоль мажор на гитаре
Неспроста предлагается еще рассмотреть гаммы до-диез – мажор и ре-бемоль-мажор. Суть заключается в следующем: для игре этих гамм необходимо сместить позиции, описанные ранее, на лад вправо.
1 позиция. Данный бокс берет начало на восьмом ладу. Он идентичен 1-ой позиции C-dur. Между «до» и «до-диез» разница в полтона, поэтому смещение совершается всего на лад.
2 позиция. Ее начало расположено на одиннадцатом ладу и максимально совпадает со 2-ой позицией основной тональности – до – мажор.
3 позиция. В данном варианте позиции в гаммах существуют небольшие различия. В гамме до#- мажор и ре ♭{\displaystyle \flat \flat } -мажор вместо не зажатых струн необходимо брать ноты, зажимая струны на 1-ом ладу. Таким образом, здесь изменяется аппликатура гаммы.
4 позиция. В четвертой позиции гамм повторяется тот же принцип: начальные ноты данного бокса являются последними нотами ранее описанного бокса.
5 позиция. В этом варианте исполнения гамм начала находится на 6-ом ладу, а конец бокса на девятом. Аналогично гамме до-мажор эта позиция является завершающей. Если продолжить движение по гитарному грифу вправо, то после пятой позиции вновь будет располагаться первая.
Для гамм в до-мажоре есть упражнения. Они помогают гитаристам приобрести навык хорошего ориентирования на грифе, развивать беглость и скорость исполнения на гитаре. Такие упражнения отлично развивают умение импровизировать и сочинять собственные музыкальные произведения.