Гамма ре мажор на гитаре: подробный разбор

гамма ре мажор Уроки гитары

Тональность ре мажор очень часто используют музыканты и композиторы современности. Ре-мажорная гамма лишь немного сложнее самой популярной тональности до-мажор. Она включает в себя два диеза: фа (F#) и до (C#).

Правильная игра гамм

Гамма – это последовательность нот, поэтому ее не нужно путать с аккордом D и пытаться взять гитаре все звуки одновременно, играя боем.

Разучивая гаммы, а в последующем и исполняя их, необходимо внимательно относиться к рекомендованной аппликатуре. Если использовать удобную и комфортную аппликатуру, то качество и скорость игры возрастает.

При игре гамм следует пользоваться метрономом. Разучивание гамм стоит начинать в медленном темпе, затем постепенно ускорять его. Метроном поможет ориентироваться в счете и не отклоняться от заданного темпа. Также, занятия с метрономом полезны и во время проигрывания синкоп, дуолей, триолей и т.д.

Освоив способ построения гаммы, нужно учиться строить гаммы в любом месте гитарного грифа. Добиться такого навыка помогут регулярные занятия и упражнения.

Гамма ре-мажор: теория

Ре-мажор является диатонической гаммой, то есть включающей в себя семь ступеней. Строй диатонической гаммы: тон – тон – полутон –тон – тон – тон – полутон. Исходя из этой схемы, в ре-мажоре два ключевых знака: F# и C#.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Их теории музыки известно, что устойчивыми ступенями тональности являются I, III и V ступень. В ре-мажоре это D, F# и A. Неустойчивыми называются все остальные ступени (II, IV, VI и VII) – это E, G, B, С#. Устойчивые ступени и аккорды, построенные от них звучат твердо и уверенной. Неустойчивые наоборот – звучат не завершено и стремятся к разрешению.

Как построить гамму ре-мажор

Как уже говорилось выше, ре-мажор является диатонической гаммой. Если необходимо сыграть эту гамму на гитаре, то нужно найти все ноты:

D – E – F# – G – A – B – C#.

Это описана последовательность натурального вида мажора. Но в музыке существует и два вида других: гармонический и мелодический.

В гармоническом мажоре понижена VI ступень, поэтому вместо B нужно играть B♭. В мелодическом мажоре понижены VI и VII ступени – B♭ и C.

Параллельная гамма

Параллельной гаммой является тональность с те ми же ключевыми знаками. Для ре-мажора это – си-минор. В си-миноре те же ноты, те же правила, что и в D-мажоре. Стоит отметить, что параллельными тональностями могут быть только натуральный мажор и минор.

Гамма ре-мажор: ноты и табы

Построить гамму на гитаре можно несколькими способами. Гаммы нужно играть как упражнения. Такие гаммы, как правило, представлены в форме арпеджио (последовательная игра нот). Но они также помогают развивать навык быстрого ориентирования на грифе. Этот навык помогает с легкостью обыгрывать какие-либо музыкальные фрагменты в любой позиции.

Процесс разбора и освоения гамм облегчает то, что упражнения и боксы тесно переплетаются друг с другом. Боксы – это способ постановки пальцев на грифе во время исполнения гамм, другими словами – аппликатура.

Начинающим гитаристам рекомендуется придерживаться рекомендованной аппликатуры. Это помогает быстрее освоить навык игры гамм, поможет развитию быстрой и правильной игры. В схемах и аппликатурах указаны ноты и пальцы, которыми эти ноты нужно зажимать.

игра на гитаре

Аппликатура гаммы ре-мажор на гитаре

Схема аппликатур представлены в виде горизонтальных и вертикальных линий (струны и лады). На них размещены красные круги и черные. Красным кругом обозначены ноты гаммы и места, где их нужно зажимать. Черным кругом обозначена тоника гаммы. Цифры в кругах говорят о пальцах, которые используются в постановки звука на гитаре. В некоторых табулатурах цвета обозначают, наоборот: красный – тоника, черный – остальные ноты.

В табах также указаны все ноты гаммы на нотном стане. Под каждой нотой цифрой указан лад, на котором этот звук нужно взять.

Нужно понимать, что заучив одну позицию, можно без труда играть две гаммы: ту, которую выучили и параллельную ей.

обозначения нот на грифе

Позиция 1

Первая позиция гаммы строится от 9-го лада: тоника берется на 6-ой струне. Далее гамма играется «вниз», то есть спускаясь к 12-му ладу.

Позиция 1 ре мажор

 

Позиция 2

Вторая позиция начинается с нулевого лада, то есть с открытой струны. В данной тональности с 4-ой открытой струны. Затем гамма ре-мажор спускается до 4-го лада.

Вторая позиция ре мажор

 

Позиция 3

Ре-мажор в третьей позиции начинается со 2-го лада. Поэтому вторая часть содержит в себе предыдущий бокс.

Ре-мажор в третьей позиции

 

Позиция 4

Ре-мажорная гамма в 4-ой позиции играется от 5-го лада,  с 5-ой струны. Данный бокс располагается с пятого по седьмой лад.

Ре-мажорная гамма в 4-ой позиции

 

Позиция 5

Данная позиция строится с шестого по десятый лад. Но первая тоника берется на 10-ом ладу. Эта позиция завершает цикл, так как, если двигаться по грифу вправо, то следующей вновь будет первая позиция.

Позиция 5 ре мажор

 

Упражнения для игры гаммы ре-мажор

Важно повторить: упражнения следует играть обязательно под метроном. Он поможет не только играть гамму четко и ровно по длительностям, но и поспособствует развитию чувства ритма и темпа. Что также немаловажно для качественной игры гитариста.

Советы

Ре-мажор – очень распространенная тональность, как в отечественной музыкальной культуре, так и зарубежной. Ре-мажорную гамму обязательно нужно освоить каждому гитаристу на начальном этапе освоения гитарного искусства.

Представленные выше гаммы и упражнения нужно выполнять как можно чаще, обязательно с метрономом. Это поможет развить чувство ритма и темпа, а также поспособствует улучшению координации, гибкости и беглости пальцев. Следует добавить: несмотря на то, что гаммы воспринимаются многими как своего рода упражнения, ее можно сыграть, соблюдая фразировку. Фразировка – это средство выразительности в музыке, подразумевающее смысловое выделение фраз в последовательности нот. Используя навык фразировки в гаммах и любых упражнениях с ней связанных, можно добиться отличных результатов в сочинении солирующих партий гитары или собственного произведения.

Многие музыканты рекомендуют при игре гамм петь ее ноты вслух. Делать это нужно одновременно с проигрыванием. Такое упражнение очень полезно для развития и совершенствования музыкального слуха в целом.

Профессиональные гитаристы также рекомендуют создавать и играть разные ритмические рисунки из нот гаммы. Их можно составить огромное количество. Это способствует развитию ритмического слуха. Важно играть эти ритмические вариации под метроном, как и любое упражнение.

Помимо гаммы и упражнений профессионалы советуют учиться импровизировать внутри тональности. Это поможет развить умение импровизировать, а также сочинять свои композиции.

Когда гитаристом освоено достаточное количество гамм,  то понимание законов взаимодействия нот в тональностях намного расширяется. И для музыканта уже не составляет трудности подобрать какую-либо мелодию или быстро и качественно импровизировать.

Гаммы помогают понять логику построения и использования аппликатур. Это все помимо того, что они отлично развивают технические данные гитариста. Поэтому гаммы нечто большее, чем просто механическое упражнение, как многие ошибочно считают.

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий