Для успешной игры мало изучить ноты и освоить аккорды, нужно научиться различным техникам извлечения звука. К таковым относится бой четверка. Это основной вид боя, который проще модифицировать, и на который опирается строение других разновидностей боя.
Гитарный бой четверка на гитаре без глушения
Начать изучение боя 4-ка стоит с простой его разновидности – без глушения и прочих наворотов.
Различают 2 основные схемы:
Движения вверх – вниз – вверх – вниз. Это самая простая для освоения схема, потому что движения кисти происходят естественным способом. Главное, научиться расслаблять запястье, чтобы рука и кисть не были зажаты при игре. Простота этого варианта позволяет научиться правильно держать ритм и расставлять акценты.
3 удара вниз, один вверх. Этот вид немного легче, но красивее в звучании. Его можно разнообразить дополнительными движениями вверх, но в таком случае необходимо укладываться в один такт, то есть, чем больше движений, тем выше скорость. Акценты расставляются только в определенных случаях: либо на первый удар, либо на 1 и 3.
На основе главных схем различают также несколько вариаций боя четверка без глушения с пропуском одного из ударов:
- Вниз – пауза – вниз – вверх;
- Вниз – вверх – пауза – вниз.
Данные музыкальные рисунки вносят разнообразие в музыкальные произведения, а также помогают создать абсолютно другую окраску и ритм музыкальной композиции.
Бой четверка с глушением: первый вариант
Глушение – это метод, при котором определенные удары или звуки приглушаются пальцами. Это служит для того, чтобы разнообразить звучание в композиции и сделать его более выразительным.
Первый вариант боя основан на применении глушения третьего удара. Обе схемы выглядят так:
Вниз – вверх – глушение – вверх;
Вниз – вниз – глушение – вверх.
Отрабатывать эти разновидности необходимо в процессе исполнения. Ничего страшного, если с первого раза не будет получаться: с практикой можно освоить все.
Самое главное, что нужно запомнить: никогда не глушится сильная доля. Этот прием можно применять только на слабых долях в любых вариациях.
Бой четверка с глушением: второй вариант
Эта разновидность представляет собой расширенную четверку, в которой присутствуют дополнительные удары и глушения. Это создает более разнообразный и необычный рисунок.
Схема выглядит так:
Вниз – вверх – глушение – вверх – вверх – глушение – вверх. Затем происходит рефрен – неоднократное повторение.
Хотя данный тип содержит формально в себе 7 ударов, это именно расширенная четверка. Не следует путать его с другими видами боя и их вариациями.
Песни под бой четверка
В современной музыке многие композиторы свои песни играют как раз четверкой. Перечень некоторых из них:
- Кино – Пачка сигарет;
- Алиса – Небо славян;
- Ночные снайперы – Ты дарила мне розы;
- Сектор Газа – Частушки;
- Макс Корж – Жить в кайф;
- Мумий Тролль – Владивосток 2000;
- Земфира – Искала;
- Би – 2 – Волки;
- Lumen – Сид и Нэнси;
- Юпитер – Девушка по городу;
- Кино – Спокойная ночь;
- Кино – Группа крови;
- Машина времени – Поворот;
- Руки Вверх – Крошка моя.
Упражнения
Отработка движений правой руки
Суть этого урока в том, чтобы правая рука делала четкие и ритмичные движения с одинаковым темпом в определенной последовательности.
Перед началом нужно взять метроном, а лучше использовать приложение на телефоне, там можно устанавливать определенный темп, с которым будет даваться ритм. Начинать стоит с 60-70 bpm – это небыстрый темп, который позволит отточить движения.
На каждой струне лады нужно зажать в определенной последовательности: 6-1-5-2-3-6-1. С каждым разом стоит прибавлять по одной струне, пока не будут играться все шесть.
При этом стоит запомнить, что четные удары звучат при взмахе вверх, а нечетные – вниз.
После освоения механики движений, можно попробовать зажимать различные аккорды.
Отработка глушения
В данном упражнении используется метроном. После его запуска необходимо играть бой 4ка, при этом глушить сначала все четные доли, а потом только все нечетные.
Отработка ритмичности
Основной принцип – сохранять четкий ритм и соблюдать темп, но при этом соблюдать техничность исполнения. В четверке 4 удара, каждый из них нужно научиться правильно глушить. Для этого разработаны 4 схемы, которые подразумевают приглушку определенного удара. Это нужно для возможности использования глушения в любых его вариантах.
На что обратить внимание начинающим
Для новичков профессионалы разработали некоторые советы, с помощью которых освоить бой будет немного легче:
- Всегда нужно обращать внимание на движения правой руки, даже если композиции очень резкие и импульсивные. При игре задействована должна быть только кисть.
- Громкость при игре боем создается не силой удара, а его резкостью. От слишком сильных ударов можно нанести себе или инструменту небольшие увечья.
- Правая рука должна всегда сохранять ритм.
- При игре аккордов всегда нужно учитывать, какие струны звучат в том или ином трезвучии. Не нужно забывать играть басовые струны или, например, не доигрывать первую.
- Если бой играется медиатором, то не стоит напрягать всю кисть или руку – правильно удерживать медиатор нужно с помощью силы пальцев.