Музыкальные лады составляют основу любой музыкальной цепочки. Каждая мелодия имеет свое уникальное звучание и настроение именно благодаря музыкальным ладам. Существует их достаточное количество, чтобы четко описать все эмоции, которые желает передать композитор в том или ином произведении.
История ладов
Впервые понятие гармонии и ладов упоминается в труде «Гармоника», который написал Клавдий Птолемей. Даже в античности уже музыканты пытались выделить и описать музыкальные цепочки с различным строением и структурой. Именно с этих времен пошли обозначения диатонических ладов в музыке: дорийский, лидийский, фригийский и прочие. До современного описания и применения в музыке было довольно далеко, но эти знания являлись точкой опоры для понимания и совершенствования музыкальной гармонии.
В средние века в Европе были выделены уже церковные лады, позднее их переименовали в натуральные, но в западной музыке такое название не прижилось, и его перестали использовать.
Полное возрождение и применение и изучение на уроках сольфеджио ладов в современной музыке связано с возвращением к истокам народной музыки. Произошло это только в XX веке и продолжается до сих пор.
Что такое музыкальный лад
Музыкальный лад — это определенная звуковая система в музыке, которая сочетает в себе использование устойчивых и неустойчивых звуков для создания определенной музыкальной интонации и эффекта.
По интонационной принадлежности все лады делятся на: мажорные и минорные.
Мажор всегда можно отличить благодаря веселому, жизнерадостному звучанию, в то время как минор — мягкий, но печальный и грустный лад.
Различные разновидности мажорных и минорных ладов могут выражать не только стандартные, но и противоречивые чувства. Такой эффект может достигаться комбинацией звуков в определенной последовательности.
В чем отличие от гамм
Прежде чем выделить основные различия гамм и ладов, стоит разобраться в самом понятии гаммы.
Под гаммами понимают последовательность из нот, которые идут поочередно, образуя тональности или лад. Первая и последняя ноты в гаммах идентичны.
Основные отличия ладов от гамм:
- повышение или понижение определенных ступеней. Гаммы строятся по определенному принципу, в то время как в ладах ступени могут изменяться, создавая уникальный музыкальный рисунок.
- Модальность ладов. Гаммы построены на отношении доминанта — субдоминанта — тоника, а в ладах эта взаимосвязь нечетко выражена и совсем не выделяется.
- В ладах разрешение может происходить не только доминантой в тонику, в данной случае музыкант ориентируется на слух и звукопередачу. В гаммах разрешение в тонику является обязательным.
Построение ладов
В основном в музыке используются семиступенные диатоничесткие лады, но в некоторых случаях используют лады с иным количеством ступеней.
Пятиступенные лады или пентатоника используют народы Востока. Это придает уникальное звучание и характерную узнаваемую мелодию.
Семнадцатиступеневый является характерным для арабской музыки, а вот двадцатидвухступенный — индийской. Именно эти лады делают музыку уникальной по своему рисунку, который невозможно спутать с чем-то другим.
Основные лады имеют 7 ступеней, а разделить их можно на 2 группы: мажорные и минорные.
В ладах ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII.
Так же как и в гамме, в ладах главными устойчивыми ступенями являются I, III, V. При этом абсолютная устойчивости присуща только тонике. Остальные ступени можно назвать условно устойчивыми.
Кроме того, выделяют функциональные ступени лада — тоника — I ступень, доминанта — V ступень и субдоминанта — VII ступень для мажора и IV – для минора.
II и VII ступень называют вводными тонами, где II – восходящий вводный тон, а VII – нисходящий в мажоре, в миноре наоборот, II – нисходящий тон, а VII – восходящий.
III и VI ступени имеют название медиантов — лады, которые лежат посередине между субдоминантой и тоникой, и тоникой и доминантой.
По этому принципу строятся все основные лады.
Группы ладов
Все народные лады можно разделить на 2 группы:
- лады мажорного наклонения, к которым относятся ионийский, лидийский, миксолидийский. В данном случае третья ступень является повышенной.
- Лады минорного наклонения — эолийский, дорийский, фригийский, локрийский. В них третья ступень понижается.
Список ладов
Мажорный лад принято называть ионийским, а минорный — эолийским. Остальные же лады в определенной степени относятся к той или иной характеристике. Единственная их схожесть — построение с помощью диатоники.
Ионийский
Этот лад представляет собой натуральный мажор. От ноты До будет полностью соответствовать гамме До мажор. Его можно построить от любой ноты и получить любую тональность.
Интервалы между нотами: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Ионийский лад в любой тональности строится именно по этой схеме.
Фригийский
Этот лад является разновидностью минорного лада. Основное отличие от эолийского — понижение 2 ступени.
Строится по такой схеме: полутон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон.
С помощью этого вида лада можно выразить гнев, возбуждение, строгость и желание бороться. Музыка, построенная с помощью этого лада очень напористая, строгая, стремительная. Пример использования такого лада — произведение Welcome home группы Metallica.
Лидийский
Этот лад является одной из разновидностей мажорных ладов. Его отличает от ионийского только повышенная 4 ступень.
Строится лидийский лад следующим образом: тон — тон — тон — полутон — тон — тон — полутон.
Эта модификация придает звучанию абсолютно иное значение, нежели в обычном мажоре. От спокойствия и размеренности звучание может измениться до откровенно веселого и радостного. Изменение 4 ступени придает яркости мелодии, что очень отражается на общем тоне композиции.
Композиция, которая звучит на заставке мультфильма «Симпсоны» построена с использованием лидийского лада.
Дорийский
Этот лад является разновидностью минорного лада, а название свое получил из античных времен благодаря греческим племенам дорийцев. Этот лад берет свои истоки из глубокой древности, но до сих пор не теряет своей популярности у современных музыкантов.
Многие блюзовые музыканты нашли применение дорийского лада для своих песен. Даже появилось название «дорийский блюзовый лад». Но все равно основной сферой применения остается народная и этническая музыка.
Строение дорийского лада придает ему подвижное и прыткое звучание. Это обусловлено понижением 6 ступени.
Таким образом, строение дорийского лада следующее: тон — полутон — тон — тон — тон — полутон — тон.
Миксолидийский
Этот вид мажорного лада звучит очень живо и непосредственно, но при этом в нем много радости.
Такие метаморфозы обусловлены понижением 7 ступени. Если построить лад от ноты До, то вместо Си нужно будет сыграть Си — бемоль.
Строится миксолидийский лад следующим образом:
тон — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон.
Эолийский
Этот лад является классическим минорным ладом. От любой ноты можно построить стандартную минорную гамму.
Строится эолийский лад так:
тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон.
Локрийский
Этот лад еще принято называть гипогригийским. Еще одна разновидность минорного лада, характерной чертой которой является модификация целых двух ступеней — понижение второй и пятой.
Построить его можно по такой схеме:
полутон — тон — тон — полутон — тон — тон — тон.
Звучание мелодии очень спокойное, размеренное, но в то же время очень болтливое.
Песня Army of me исполнительницы Bjork в басовой партии на гитаре построена именно с помощью этого лада.
Другие музыкальные лады
Кроме основных семиступенных ладов существует еще множество разновидностей, который используются том или ином жанре:
- Арабский лад. Называется уменьшенным и состоит из 8 нот.
- Персидский. Вид мажорного лада, который используется в музыке государств, находящих на территории исторической Персии.
- Византийский лад. Имеет сходство с персидским, но звучит очень загадочно.
- Цыганский лад. Имеет еще название венгерский минор.
- Восточный лад.
- Японский лад. Не имеет 3 ступени и является пентатоникой, не имея отношения ни к мажору, ни к минору.
- Индийский лад. Имеет очень необычное строение и звучание. Ступени в восходящем порядке и нисходящем отличаются.
- Еврейский лад. Является модификацией гармонического минора от 5 ступени.
- Румынский. Одна из разновидностей минорных ладов.