Тональность си минор на гитаре: подробный разбор

гитара 3 Уроки гитары

В гитарной музыке очень часто встречаются композиции в тональности си-минор. В них гармония строится вокруг главного трезвучия тональности – аккорда Bm. Каждому гитаристу рекомендуется знать и уметь играть в нескольких позициях гамму си-минор, чтобы не только отлично ориентироваться на гитарном грифе, но и уметь сочинять собственные песни или делать красивые аранжировки композиций.

Краткая памятка для начинающих

Гамма представляет собой звукоряд, который выстроен в определенной последовательности. Она состоит из нот, которые входят в тональности гаммы. В музыкальной теории существует 3 вида гаммы: натуральная, гармоническая и мелодическая. Их отличием между собой являются повышенные или пониженные ступени. Также, существует хроматическая гамма и пентатоника.

гитара

Какую бы гамму не исполнял гитарист, нужно придерживаться нескольких советов:

  1. Во время игры гаммы или упражнений, связанных с ней, обязательно стоит использовать метроном. Это поможет выработать игру в одном темпе, без смены ритма и поможет сохранить и натренировать ровность игры. Сначала лучше всего играть в медленном темпе, а по мере освоения гаммы можно увеличить темп игры.
  2. Особенно внимательно стоит относиться к упражнениям, направленных на оттачивание навыка игры синкоп, триолей, дуолей и т.п. Здесь очень важно использовать метроном, так как такие ритмические рисунки довольно сложны и нужно добиваться правильного и четкого исполнения.
  3. Во время игры гамм и упражнений лучше всего сразу запоминать рекомендуемую аппликатуру. Это поможет исполнять гаммы и любые композиции, не смотря на гриф гитары и не отвлекаясь.
  4. Заучив схему построения гаммы, нужно учиться строить ее в любом месте грифа.

Как построить гамму си-минор

Минорная гамма на гитаре строится по общепринятым в музыкальной теории правилам. Для гармонического и мелодического минора существуют нюансы, которые будут описаны ниже.

Натуральный

B – C# – D – E – F# – G – A

Минор выстраивается по схеме: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Эта схема описывает строение натурального минора.

Исходя из схемы построения натурального си-минора, в нем содержатся следующие ноты: B C# D E F# G A. Из данной последовательности видно, что тональности B-moll имеет при ключе два знака альтерации – до-диез и фа-диез.

Гармонический

B – C# – D – E – F# – G – A#

Гармонически вид минорной гаммы по звучанию напоминает восточные мотивы. Такой колорит гамме придает повышенная седьмая ступень. Для си-минора это ля-диез (A#). Из-за повышения седьмая неустойчивая ступень еще больше стремится к тонике, создавая увеличенное напряжение, что отражается в звучании. Схема гармонического минора от натурального отличается, соответственно, одной нотой: B C# D E F# G A#.

Мелодический

B – C# – D – E – F# – G# – A#

Мелодический минор характерен тем, что при движении гаммы вверх в ней повышаются седьмая и шестая ступени. В обратном движении, то есть нисходящем, повышение данных ступеней отменяется. Звукоряд мелодического си-минора строится по следующим нотам: B C# D E F# G# A# – B C# D E F# G A. Си-минор в гармоническом виде звучит очень мелодично и нежно. Гитаристу при сочинении собственных композиций в это знание поможет создать мягкую, нежную и романтическую мелодию.

Параллельная гамма

Ре-мажор является параллельной гаммой к си-минорной гамме. Это означает, что в ре-мажоре все те же ноты, что и в си-миноре. В том числе знаки альтерации те же – C# и F#. Но при этом в ре-мажоре тоникой является нота D, субдоминанта, соответственно, G, доминантой – A.

Следует иметь в виду, что если выучить схемы гаммы в одной тональности, то их можно перенести без труда на параллельную тональность.

гитара 2

Гамма си-минор: натуральный вид

Упражнения, предназначенные для игры натуральной си-минорной гаммы, созданы для того, чтобы гитарист научился быстро выстраивать бокс от нужной ноты, независимо от ее расположения на грифе. Окончание каждого бокса является продолжением следующего. После того, как гамма доходит до двенадцатого лада, позиции повторяются.

При тренировке по игре гаммы си-минор рекомендуется не делать между боксами остановок, а играть все подряд. Это поможет развить технику игры, а также закрепить расположение нот и позиций на гитарном грифе. Также, рекомендуется играть позиций снизу-вверх и сразу же наоборот. Это развивает координацию, к тому же способствует быстрому и прочному запоминанию всех позиций гаммы.

Аппликатура

обозначения нот на грифе

Аппликатура представляет собой схему, по которой ноты располагаются на грифе гитары. В ней указано, какими пальцами и на каком зажимать ноты. Это делается не только для удобства гитариста, но и закрепления правильной постановки рук при игре гамм и упражнений.

В аппликатурах схематично представлен гитарный гриф со струнами и ладами. На них размещаются круги красного и черного цвета. Черным цветом, как правило, обозначается тоника, красным – все остальные ноты гаммы. Цифры в кругах обозначают, каким пальцем зажимать указанную ноту. Также, вместе со схемой размещается нотный стан, где прописаны ноты гаммы,  а внизу указаны лады, на которых эти ноты должны быть взяты.

Первая позиция берет начало на седьмом ладу. При этом одна нота должна быть взята и на шестом ладу. Заканчивается позиция на десятом ладу.

Первая позиция си минор

 

Вторая схема начинается с девятого лада. Как уже говорилось выше, позиция начинается там, где заканчивается предыдущая. В данном случае последняя тоника в первой позиции зажимается на девятом ладу. Соответственно, и вторая позиция начинается с тоники на этом же ладу.

Вторая схема си минор

 

Третья позиция возвращается в начало гитарного грифа и начинается с открытых струн, а заканчивается на четвертом ладу, при этом тоника располагается на втором.

Третья позиция си минор

 

Четвертая позиция, соответственно, играется со второго лада. Заключительная тоника в данной позиции звучит на четвертом ладу, но остальные ноты зажимаются и на пятом.

Четвертая позиция си минор

 

Пятая позиция берет начало с четвертого лада и заканчивается на восьмом.

Пятая позиция си минор

Си-минор гармоническая гамма: позиции

Так как в гармоническом миноре повышена седьмая ступень, схемы имеют некоторые отличия от аппликатур в натуральном виде. Но главное остается неизменным: позиции взаимосвязаны и строятся на всем грифе, повторяясь с двенадцатого лада.

Первая позиция начинается также с седьмого лада, располагая пару нот на шестом ладу. Заканчивается этот бокс на десятом ладу.

Первая позиция от си

 

Вторая позиция берет начало с седьмого лада  и заканчивается на двенадцатом.

Вторая позиция от си

 

Третья позиция начинается с одиннадцатого лада, тоника при этом берется на двенадцатом ладу.

Третья позиция от си

 

Как в случае и с натуральным си-минором, четвертая позиция гармонического вида гаммы начинается с открытых струн (третья и четвертая). Заключительная тоника располагается на четвертом ладу. Бокс при этом содержит ноты, которые нужно взять на пятом ладу.

Заключительная тоника от си

 

Пятая позиция, соответственно, начинается с четвертого лада, заканчивается на восьмом ладу. А заключительная тоника данной позиции звучит на седьмом ладу.

Пятая позиция от си

 

После этой позиций круг боксов на гитарном грифе замыкается и они начинают повторяться.

Так же, как и позиции натуральной гаммы си-минор, боксы гармонической гаммы взаимосвязаны между собой: конец одной схемы является началом следующей.

Упражнения с гаммой си-минор

Заключение и советы

В игре гамм главное – ровность и четкость звучания. Поэтому крайне важно играть гаммы и упражнения под метроном. При этом лучше всего начинать игру в медленном темпе. После того, как в медленном темпе гамма или упражнение получается отлично, можно постепенно ускорять темп.

Начинающим гитаристам следует внимательно относиться к рекомендуемой аппликатуре. Это важный момент, так как от правильности игры зависит техника игры, комфортность исполнения и звучание исполняемых гамм и композиций в целом.

Освоение и заучивание гамм расширяет возможности гитариста не только с технической стороны. После того, как музыкант освоил гамму и упражнения, он с легкостью сможет импровизировать в этой тональности или даже сочинять собственные композиции, используя знания об этой гамме.

 

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий