Бой восьмерка на гитаре: разбор для начинающих

Бой-4 Уроки гитары

После изучения нот, основ игры на гитаре, отработки аккордов на простых композициях, необходимо углубиться в познание и создание определенного ритма. Для того чтобы мелодия звучала особенно, используют различные переборы, слэп, тэппинг и технику боя.

Описание боя

Это один из самых сложных видов боя для новичков. Называется он так, потому что состоит из 8 ритмичных движений кисти. Наибольшее задействование идет большого и указательного пальцев. Больше всего подходит для песен мелодичных, со средним темпом. Звучание имеет сходство с испанскими мотивами.

Бой восьмерка без глушения

Такая разновидность восьмерки является классическим вариантом. 8 движений пальцами или медиатором можно разделить на несколько этапов:

  • 2 движения вниз по струнам с небольшой паузой между ними в зависимости от ритмов песни, затем такая же пауза, после 2 движения вверх и пауза, равная предыдущей;
  • Штрихи вниз – вверх, пауза;
  • Последнее – штрихи вверх – вниз.

Бой восьмерка без глушения

Каждый из этих этапов требует отработки сначала по отдельности, затем их постепенно соединяют и представляют в объединённую цепочку ударов.

Движения вниз делают указательным пальцем, а вверх – большим. Ритм создается на 4 счета, а в процессе игры нужно создавать акценты на сильных долях. Чтобы запомнить такой бой, необходимо послушать пример, уловить нужный ритм и повторять до автоматизации. Иногда для создания необычной мелодии можно делать промежутки между ударами разной длины. После отработки боя можно свободно экспериментировать.

Бой восьмерка с глушением

Глушение – это прием при игре на гитаре, при котором звук струны резко приглушается большим пальцем при ударе вниз. Также в некоторых случаях глушение можно делать и другой рукой на грифе.

Перед тем, как использовать такой прием, нужно подробно изучить, с какой целью он применяется, в каких местах можно заглушать звук, а где это делать не следует, при каком направлении движения кисти возможно выполнить такой прием. Такую информацию в развернутом виде можно найти в книгах – самоучителях, которые были разработаны еще в СССР.

Глушение при бое восьмерка используют для расставления ритмических акцентов в композиции. Из этого следует, что звук приглушается только на сильных долях мелодии.

Механика такова: каждый третий удар приглушается большим пальцем. Поэтапно это выглядит следующим образом:

  • Удар вниз, пауза, повтор с глушением, пауза;
  • 2 вверх и пауза;
  • Вверх, вниз, пауза;
  • Вниз с глушением, вверх и пауза.

Бой восьмерка с глушением

Такую технику следует отрабатывать под метроном. Он помогает почувствовать ритм, так как при заучивании самостоятельно невозможно делать движения в одном ритме.

Песни под бой восьмерка

Самые простые песни с использованием боя восьмерка:

  • ДДТ – Метель;
  • Звери – Дожди – пистолеты;
  • Кино – Спокойная ночь;
  • Руки Вверх – Алешка;
  • Чайф – Не со мной;
  • Из м/ф «Бременские музыканты» – Луч солнца золотого;
  • Lumen – Гореть;
  • IOWA – Это песня простая.

Вариации и расширенные схемы боя

Бой восьмерка имеет такую структуру, что его легко можно модернизировать под любую мелодию и создать необходимый темп, ритм и звучание композиции.

Создать уникальное звучание можно поменять местами последовательность или длительность ударов, а также место глушения звука.

Примеры вариаций:

  • Первая – ближе всего к классической – изменена только последовательность последних двух ударов – не вверх, вниз, а наоборот;
  • Вторая – имеет сильно измененную структуру: 2 удара вниз, зачем вверх и вниз, после 2 раза повторяется вниз – вверх. При этом создается плавающий ритм.

Кроме вариаций еще есть расширенные схемы. С их помощью музыкальный отрывок выглядит более выразительным и насыщенным.

Основные схемы:

  • К основным восьми ударам добавляются 2 дополнительные, которые вставляются в основной строй, например, перед третьим основным ударом делают еще 2 удара вниз, т.е. схема будет выглядеть следующим образом: ↓↓↓↓↑↑↑↓↓↑. При этом все паузы сохраняют свое положение.
  • В этой схеме дополнительные удары вниз – вверх находятся ровно посередине. Таким образом, схема выглядит так: ↓↓↑↑↓↑↓↑↓↑.

Упражнения под бой восьмерка

Для отработки навыков боя существуют упражнения. С их помощью совершенствуется техника и достигается нужный темп.

Главное, перед началом упражнений и отработки любых техник, необходимо обзавестись метрономом. Начинать нужно с медленной скорости, разбирая каждый шаг и исправляя ошибки сразу. Если изначально заучить движения неправильно, очень сложно будет заставить себя переучить.

Метроном

Перед отработкой техники стоит медленно по схеме несколько раз проиграть классический вариант. После того как руки запомнят движение без схемы, повторять по памяти, постоянно чередуя аккорды. Можно пользоваться медиатором. Обязательно проигрывать все струны за раз вниз или вверх. Можно делать акценты на сильных долях. Главное, создать ритм на 4 счета и укладываться в него. Практиковаться нужно до полной отработки техники. После этого можно переходить к упражнениям.

Основные упражнения на отработку восьмерки:

2 аккорда на один бой

За один бой проигрывать сразу 2 аккорда. Если поделить количество движений пополам, то получится по 4 на каждый аккорд. Промежуточных пауз будет достаточно, чтобы пальцы зажали другой аккорд. Можно использовать уже разработанные последовательности, например, Am – Dm, Em – G, или придумать свои. Важно, чтобы они гармонично звучали вместе.

Аккорд AmАккорд DmАккорд EmАккорд G

Пропуск ударов

Этот прием направлен не только на отработку техники, но и самостоятельное мышление. С помощью этого упражнения возможна разработка собственных разновидностей и вариаций классической структуры боя восьмерки. Суть заключается в выборе любой расширенной версии на 10 движений, а затем из нее убирается пара взмахов. При этом создается необычный музыкальный рисунок.

Как самому придумать собственную разновидность боя

Более опытные гитаристы могут создавать свои уникальные музыкальные рисунки. Главное, придерживаться нескольких простых правил:

  • Учитывать количество ударов;
  • Сопоставлять направление движения;
  • Корректировать длительность звучания и пауз.

С помощью изменения одного или сразу нескольких этих параметров можно создать новую разновидность боя. Удары можно убирать со всех частей рисунка. Следует для начала отталкиваться от уже разработанных схем, а затем экспериментировать.

Советы начинающим

Перед тем, как начать изучать любые техники игры на гитаре, нужно узнать несколько советов, которые профессионалы разработали и испробовали в деле. Эти подсказки работают и помогают не только научиться играть, но и сделать это правильно, оптимизировать процесс и сэкономить время.

  • Первый совет – научиться проговаривать про себя счет и на него ориентироваться.
  • Второй предназначен для тех, у кого не получается сыграть 8ку, несмотря на упорные тренировки. Необходимо выбрать любимую песню и начать отрабатывать на ней технику боя сначала в медленном темпе, постепенно прорабатывая каждое движение. При удачных попытках следует играть более быстро, пока не дойдет до автоматизма.
  • Не стоит пытаться играть быстро с самого начала. Отработайте механику движений, затем увеличивайте темп.
  • После заучивания боя можно поэкспериментировать, придумать новые вариации, добавлять или убирать удары.
  • Учитывать материал изготовления струн – если они из нейлона, следует играть пальцами – медиатор может повредить или порвать струны.
  • При игре боя без глушения лучше использовать, если возможно, медиатор. Звуки будут звонче, а акценты четче звучать.
  • Исполняя произведение боем не стоит принимать зажатую позу. Расслабленные мышцы позволят движениям быть плавными и точными. Это облегчит игру и не истощит ресурс музыканта.
  • При первых неудачах не стоит нервничать и забрасывать инструмент. Любые успехи достигаются упорным трудом и усидчивостью.
  • Даже если попытки освоить бой сразу увенчались успехом, не стоит сразу бросать отработку и переходить на игру и вокальное исполнение композиций. Сначала следует отработать механизм игры, считая про себя, до исключительного исполнения, а затем подключать вокальное исполнение.
  • Не нужно забывать про акценты. Они необходимы, чтобы создать интересную и экспрессивную мелодию.

Эти советы помогут быстрее и лучше освоить, и применять на практике бой 8ка, но самое главное – это упорство, тренировка и желание.

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий