Среди всех семи основных ладов в музыке фригийский, пожалуй, самый мрачный и загадочный. Наиболее предпочитают использовать его представители тяжелой музыки. Несмотря на сложность построения и назначения с точки зрения музыкальной теории, понять и использовать фригийский лад в музыке не так сложно.
Что такое фригийский лад
Под фригийским ладом понимают минорный звукоряд, его еще принято называть третьим ладом, в котором понижена 2 ступень от натурального минора, а 1 и 3 образуют малую терцию, что относит его именно к минору.
Структура у лада следующая: полутон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон.
Все эти метаморфозы и делают звучание очень мрачным, тяжелым, суровым и очень холодным.
Именно этот факт делает этот лад очень популярным среди многих музыкантов как современных, так и известных нам классиков.
Как использовать фригийский лад
Так как фригийский лад относится к ладам минорного наклонения, то и использование его подразумевается либо при необходимости создания явной минорной направленности, либо необходимости создать соответствующее настроение произведения.
Также еще одной особенностью фригийского лада является восточно-испанское звучание, поэтому иногда его называют испанский лад. При создании произведений такого стиля этот лад очень часто используют.
В музыке русских классиков можно встретить фригийский лад в произведениях Мусоргского, а среди современных исполнителей наиболее часто использовался данный лад группой Metallica.
Отличие от обычного минора
Фригийский лад относится к 7 основным ладам народной музыки. Но среди всех имеет самое мрачное и гнетущее звучание. Это связано с тем, что 2 ступень является пониженной. Этот же факт и позволяет ладу создавать произведения в испанском стиле — большинство народных произведений Испании построены на основе данного лада.
В современной музыке данный вид минорного лада используется в произведениях тяжелой музыки.
Как построить фригийский лад
Строение гаммы фригийского лада от классического минора отличается одной лишь нотой — пониженной 2 ступенью.
На примере Ля минора можно рассмотреть это отличие.
Строение классической гаммы Ля минор выглядит следующим образом:
ля — си — до — ре — ми — фа — соль — ля
Фригийская гамма Ля минор же имеет следующий вид:
ля — си-бемоль — до — ре — ми — фа — соль — ля
Си-бемоль является той пониженной ступенью, которая определяет принадлежность тональности к фригийскому строению лада.
Как транспонировать фригийский лад
Как и любой лад фригийский можно транспонировать 2 разными способами в любые ключи.
Первый и наиболее простой в понимании — движение в игре по полутонам от тоники исходной гаммы до желаемой. Движение можно осуществлять как вверх, так и вниз.
Например, имеется гамма фригийского лада Ля минор, но ее необходимо транспонировать до си – минора. Чтобы совершить данную манипуляцию, стоит произвести транспонирование сначала в гамму си — бемоль минор, а затем в си минор, таким образом достигнув необходимой тональности.
Второй способ достаточно сложен в освоении, но при этом, если понять принцип транспонирования, то переход в любые тональности не составит особого труда и значительно упростит задачу, исключив дополнительные манипуляции.
Суть данного метода заключается том, чтобы запомнить и тона, и полутона лада.
Фригийская гамма имеет целые и половинные ступени, а выглядит этот так:
П — Ц — Ц — Ц — П — Ц — Ц
При транспонировании Ля минора для начала можно начать движение вверх на полутон — в Си-бемоль, а затем по целым долям. Таким образом, чтобы транспонировать Ля минор в До — минор, необходимо сначала построить си-бемоль минор, а затем, перейдя сразу на тон — До минор.
Аппликатуры лада
Отличие всего лишь в одну ступень — пониженную вторую, делает отличие фригийского лада от стандартного минорного не слишком существенным при построении и в аппликатурах.
Для начала необходимо поставить любой аккорд, определить все вторые ступени, которые играются и опустить их на 1 лад.
Для каждой гаммы аппликатура будет отличаться по строению, но при достаточных тренировках можно запомнить и без труда использовать аппликатуры фригийского лада на гитаре.
Аккорды от фригийского лада
Рассмотрим построение аккордов от фригийского лада на примере Ля минор. Вторая ступень активно используется в построении аккорда Bm7b5, который является аккордом второй ступени. При построении аналогичного аккорда фригийского лада получится Си-бемоль. То есть в тональности Ля минор связка септаккордов будет Ля минор септаккорд — Си-бемоль минор септаккорд.
Музыка во фригийском ладе
Как и говорилось ранее, с помощью фригийского лада создается музыка тяжелая, мрачная, гнетущая. Но кроме того, испанский фольклор также построен именно с использованием такого лада.
Наиболее часто использование фригийского лада прослеживается в произведениях Мусоргского, а конкретно – в опере «Борис Годунов» наиболее ярко можно проследить его колорит.
Тяжелая рок — музыка, ярчайшим представителем который является группа Metallica, также использует данный лад для создания и поддержания соответствующей атмосферы.