Ля-минор – очень популярная тональность в гитарном творчестве. Гамму ля-минор можно назвать обязательной к разучиванию для любого гитариста. Умение играть данную гамму позволяет быстро ориентироваться на грифе, а также помогает легче освоить большое количество песен, так как огромное количество композиций основано на тональности A-moll.
- Состав и ступени гаммы ля-минор
- Как построить гамму ля-минор
- Устойчивые ступени гаммы ля-минор
- Аппликатуры гаммы ля-минор на грифе
- Пять позиций гаммы ля-минор на грифе гитары
- Гармонический минор Am: Аппликатура. Как построить гармонический ля-минор
- Схема построения
- Аппликатуры гармонического минора от ноты ля (A)
Состав и ступени гаммы ля-минор
Гамма A-moll включает в себя семь нот и является диатонической. Ля-минор по отношению к до-мажору есть параллельная тональность, поэтому в ней также нет знаков альтерации. Ля-минорная гамма звучит нежно, с легкой грустью.
Как построить гамму ля-минор
Состав гаммы в минорном ладу складывается по следующему плану: тон – полутон –тон – тон – полутон – тон – тон. Таким образом, гамма ля-минор включает в себя ноты: A B C D E F G A.
Устойчивые ступени гаммы ля-минор
Устойчивыми ступенями лада принято считать I-ую, III-ю и V-ую ступени. Из них формируется аккорд Am: A – C – E, которое является тоническим трезвучием.
К неустойчивым ступеням гаммы относят остальные ступени. Они звучат напряженно, постоянно требующие разрешения в тонику.
Аппликатуры гаммы ля-минор на грифе
На грифе гитары располагаются 5 позиций натуральной гаммы ля минор. В натуральном минорном ладу все ноты звучат без изменения, то есть без повышенных или пониженных ступеней. В некоторых аппликатурах гамма начинается не с тоники, но все же в них представлена гаммы в тональности Am. В схемах кружки красного цвета указывают на тонику, черные кружки – остальные звуки, цифрами указана рекомендуемая аппликатура.
Пять позиций гаммы ля-минор на грифе гитары
1-ая позиция является базовой для рассматриваемой гаммы. Ее расположение начинается с седьмого лада. В данном варианте легче всего импровизировать в тональности A-moll. Следует отметить, что убрав вторую и шестую ступень из гаммы, гамма превратится в пентатонику от звука ля. Такой тип гаммы в гитарной музыке наиболее часто встречается в блюзе и кантри.
2-ая позиция берет свое начало от девятого лада и завершается на 13. Данную схему возможно перенести по грифу на другие позиции, но аппликатура останется неизмененной.
3-я позиция берет свое начало на нулевом ладу, с пустых струн. На такие моменты обязательно стоит обращать внимание, так как это значительно упрощает импровизацию внутри тональности.
4-ая позиция располагается со 2-ого лада.
5-ая позиция гаммы ля-минор играется с 4-го лада. Данная позиция замыкает круг позиций натурального ля-минора на грифе гитары.
Гармонический минор Am: Аппликатура. Как построить гармонический ля-минор
Гармонический минор подразумевает измененный интервальный состав гаммы, в которой повышена седьмая ступень. Так, вместо G (соль) в гармоническом миноре должна звучать G# (соль-диез).
Схема построения
Всего одна измененная нота изменяет звучание всей гаммы. Это происходит потому, что между нотами меняется интервальное соотношение. В данном случае между нотами F – G# образуется увеличенная секунда вместо большой секунды, а между A – G# – большая септима вместо малой. Это соотношение придает звучанию гаммы восточные нотки. Данный момент гитаристы могут использовать и как возможность разнообразить звучание композиций.
Аппликатуры гармонического минора от ноты ля (A)
Первая позиция берет начало также с шестого лада. G# звучит на 4-ой струне седьмого лада и на 2-ой струне 10-ого лада.
Вторая позиция располагается с девятого лада и до 13.
Третья позиция берет начало с 0 лада, с пустых струн. Звуки гармонической гаммы в данном случае берутся на 2-ом ладу (3-ая струна) и на 0-ом (5-я струна).
Четвертая позиция играется со второго по шестой лад.
Пятая позиция. Данный бокс начинается с пятого лада. Здесь также измененная ступень смещается на один лад вверх по гитарному грифу.
Также, существует мелодический ля-минор, но он редко используется в гитарной музыке. В нем изменены две ступени: повышена шестая ступень (F# вместо F) и повышена седьмая ступень (G# вместо G). При этом данные знаки альтерации применяются при игре гаммы в восходящем движении. В нисходящем же данные знаки отменяются, то есть вместо диеза ставится бекар в обоих случаях.
Несомненно, как и для любых других гамм существуют упражнения, которые помогают быстрее освоить тональность Am и выучить все позиции на грифе. При этом ниже описанные упражнения помогут развивать начинающим гитаристам технику игры. Для того, чтобы читать упражнения и понимать их в записи необходимо уметь читать табы.