Самые простые аккорды для гитары – это мажорные и минорные. Как известно, они состоят из трех нот, выстроенных по терциям. Но существует гармонизация минорной и мажорной гамм за счет септаккордов. Септаккорд – аккорд, в котором к мажорному трезвучию добавляется септима (отсчитывая от основного тона).
- Структура септаккорда
- Возможные обозначения аккорда H7 (B7)
- Аппликатура аккорда H7 (B7)
- Аппликатура аккорда H7 (B7) на 1 ладу
- Аппликатура аккорда H7 (B7) на 2 ладу
- Аппликатура аккорда H7 (B7) на 7 ладу
- Аппликатура аккорда H7 (B7) на 9 ладу
- Аппликатура аккорда H7 (B7) на 12 ладу
- Отличия от аккорда B (H): аппликатура, структура
- Использование в блюзе
- Украшение последовательностей
- Основные проблемы при постановке аккорда H7
- Упражнения с последовательностью аккордов
- Песни с аккордом B7
Структура септаккорда
H7 является доминантсептаккордом. Еще в музыке принято называть его малый мажорный септаккорд.
Ноты, из которых состоит H7: си – ре-диез – фа-диез – ля. Таким образом, к мажорному трезвучия H добавилась малая терция (фа-диез – ля). Это и есть малая септима от основного тона трезвучия: си – ля.
Таким образом, аккорд H7 выстраивается по интервалам: большая терция – малая терция – малая терция.
Возможные обозначения аккорда H7 (B7)
«H7» – не единственное обозначение аккорда, но чаще всего используемое. Также, можно встретить B7, реже Hdom7 и Bdom7 (где «dom» указывает, что это доминантсептаккорд от ноты «си»), и очень редко встречается Cb7 и Cbdom7.
Аппликатура аккорда H7 (B7)
Построить данный аккорд можно от нескольких ладов. Небольшая сложность постановки аккорда на грифе может возникнуть из-за того, что нужно зажать четыре струны. Эта проблема устраняется практикой.
Относительно легче зажать H7 в первой позиции (I лад). Единственное, здесь 3 пальца нужно будет разместить на одной ладу.
Аппликатура аккорда H7 (B7) на 1 ладу
Выглядит так:
1 п. – 4-ая струна, 1 лад;
2 п. – 5-ая стр., 2 л.;
3 п. – 3-я стр., 2 л.;
4 п. – 1-я стр., 2 л..
Стоит обратить внимание, что в этом варианте аккорда не должна звучать басовая 6-ая струна.
Среди гитаристов-любителей можно встретить такое выражение: «ставь через струну». Оно помогает новичкам запомнить расположение аккорда на I ладу. Трудности могут быть, как уже говорилось, в том, что 3 пальца нужно поставить на одном ладу. Сначала это может плохо получаться, будут случайно заглушаться соседние струны и т.д. Здесь главный совет – практика.
Аппликатура аккорда H7 (B7) на 2 ладу
Во второй позиции H7 берется с баррэ. Схема выглядит следующим образом:
1 п. – баррэ 1-5 струна, 2 л.;
3 п. – 4-ая стр., 4 л.;
4 п. – 2-ая стр., 4 л.
Здесь также можно не брать 6-ую струну. H7 требует растяжки пальцев. Также, для удобства некоторые музыканты рекомендуют свободный второй палец класть сверху указательного, так он не будет находиться навесу и это облегчит взятие аккорда.
Аппликатура аккорда H7 (B7) на 7 ладу
Этот вариант также берется с баррэ. Нужно обратить внимание, что на VII ладу уже нужно зажать шестую струну тоже.
Схема H7 (B7) на 7 ладу:
1п. – баррэ 1-6 струна, 7 л.;
2п. – 3-я стр., 8 л.;
3п.- 5-я стр., 9 л.
Аппликатура аккорда H7 (B7) на 9 ладу
В данном варианте на 9-ом ладу зажимается только бас. Аппликатура выглядит так:
1п. – 4-ая стр., 9 лад;
2 п. – 2-ая стр., 10 л.;
3 п. – 3-я стр., 11 л.;
4 п. – 1 стр., 11 л.
В аккорде H7 (B7) на 9-ом ладу не должны звучать 5-я и 6-я струны.
Аппликатура аккорда H7 (B7) на 12 ладу
1 п. – 2 струна, 12 л.;
2 п. – 4-ая стр., 13 л.;
3 п. – 5-ая стр., 14 л.;
4 п. – 3-ая стр., 14 л.;
В этой позиции также не используется шестая струна.
Отличия от аккорда B (H): аппликатура, структура
Как уже говорилось выше, аккорды B (H) и B7(H7) отличаются структурой. B (H) – аккорд, представляющий из себя тоническое трезвучие. Строится по интервалам: большая терция – малая терция. Он звучит убедительно, завершено, твердо. B7(H7) – аккорд, состоящий из 4-х звуков, построенных по интервалам: большая терция – малая терция – малая терция. Он звучит незавершенно, напряженно, его всегда хочется разрешить в тоническое трезвучие.
Аппликатура аккордов на 2-ом ладу отличается одним звуком.
B(H):
1 п. – барре 1-5 струна, 2-ой лад;
2 п. – 4-ая стр., 4-ый л.;
3 п. – 3-я стр., 4-ый л.;
4 п. – 2-ая стр., 4-ый л.
B7(H7):
1 п. – барре 1-5 струна, 2 л.;
3 п. – 4-ая стр., 4 л.;
4 п. – 2-ая стр., 4 л.
Использование в блюзе
Септаккорды часто используются в блюзе. Интерес к септаккордам вызван за счет его звучания: необычного, насыщенного, создающего напряжение, стремящееся к разрешению.
Аккорд B7 не является исключением. Чаще всего блюзовая композиция развивается по схеме: тоника (Т) – тоника – тоника – тоника – субдоминанта (S) – субдоминанта – тоника – тоника – доминанта (D) – доминанта – тоника – тоника. Где в роли доминанты выступает как раз септаккорд.
B7 – доминантовый септаккорд в тональности ми-мажор.
Украшение последовательностей
Можно не останавливаться только на мажорных, минорных аккордах и септах. Септаккорды допускается «украшать». Например, заменить хотя бы одну ноту и аккорд зазвучит по-новому, «свежо» и необычно. В обозначениях это указывается следующим образом: B7sus4. Это значит что в интервальном составе вместо большой терции от основного тона нужно взять чистую кварту (вместо си – ре-диез: си – ми).
Основные проблемы при постановке аккорда H7
Для начинающих гитаристов этот аккорд не всегда дается легко и могут возникнуть некоторые проблемы с его постановкой.
- Потребуется растяжка пальцев;
- Может возникать дребезжание струн (от того, что плохо зажимаются струны, а это происходит от того, что ноты могут находиться далеко друг от друга);
- Часто происходит задевание соседних струн, что создает диссонанс в звучании (чаще это происходит от того, что много струн нужно зажать на одном ладу или в варианте постановки аккорда остается свободным средний палец, указательный или мизинец);
- Чтобы поставить все 4 пальца левой руки нужно приложить больше усилий.
Справиться с этими проблемами могут помочь только упражнения и постоянная практика.
Упражнения с последовательностью аккордов
Для тренировки можно поиграть разные последовательности аккордов. Например:
E — E — A7 — E — E — B7 — A7 — E — E.
Em — B7 — Am — Em — G — D — B7 — B7.
B7 — E7 — A — G#m-F.
C — B7 — Em — Em7.
Эти последовательности помогут поупражняться в постановке левой руки. Также, после того, как смена аккордов будет отработана хорошо, можно подключить игру боем правой рукой.
Песни с аккордом B7
Атланты – А.Городницкий
Фантом – Чиж
Луна – Любэ
Эта песня простая – IOWA
В последнюю ночь – ДДТ
Танцуй – Сплин
Крылья – Наутилус