Помимо частоты звучания любая нота имеет еще и длительность звука. С помощью различных длительностей нот создается ритмический рисунок. Важно научиться понимать обозначение длительностей, даже если у музыканта нет навыка чтения нотной записи.
Длительность нот: общая информация
Любому гитаристу необходимо научиться понимать, какое обозначение имеет каждая длительность нот на письме. Эти знания помогут с легкостью считать длительности и правильно исполнять ритмический рисунок мелодии. Без элементарного знания длительностей нот невозможно передать пульсацию мелодической линии и различные нюансы.
Все длительности нот и пауз
Нотная запись музыкальных произведений помещается в такты. Такт – музыкальная единица, в которую помещены чередующиеся между собой сильные и слабые доли разных длительностей. Количество нот разных длительностей определяется метрическим размером композиции. На нотном стане такт обозначается вертикальной чертой.
Основные длительности: целая ноты, половинная ноты, четвертная ноты (четверть), восьмая. Они наиболее часто используются в музыкальном творчестве. Есть и другие, главное: любая нота делится кратно двум. Так, восьмая нота содержит в себе две шестнадцатых, шестнадцатая – две тридцать вторых и так далее. Чем меньше длительность ноты, тем быстрее она звучит.
Существует определенная таблица-схема, в которой указано соотношение долей между собой. Таблица построена по принципу четного деления нот. То есть, целая нота делится два, затем на четыре, восемь и т.д. Для любого музыканта, играющего на гитаре, фортепиано или другом музыкальном инструменте важно понять соотношение длительностей нот между собой. Это понимание дает возможность исполнять произведения в нужном темпе, с нужным ритмом и ритмическим рисунком.
Музыкальный размер подразумевает определенное количество нот с разной длительностью в одном такте. Например, в размере 2/4 умещается 1 половинная нота, 2 четверти или 4 восьмых ноты. Несомненно, в такте могут быть ноты разной длины. В том же размере 2/4 может быть, например, 1 четвертная нота и 2 восьмых, или 1 четвертная и 4 шестнадцатых. В четырехдольном размере умещается целая нота или 2 половинных, или 1 половинная и 2четвертных и т.д.
Стоит отметить, что если речь идет о простом размере, то нота одной длительности может звучать различно по длине звука. К примеру, в размерах 4/4 и 8/8 целая по длительности нота занимает весь такт в варианте с 4/4 и только половину такта во втором.
Длительности пауз также имеют свои обозначения. Пауза – это временный перерыв в звучании композиции, то есть молчание в музыке. Паузам также присущи длительности, идентичные нотным длительностям: целая, половинная, четвертная пауза, восьмая пауза и т.д.
Обязательно стоит иметь в виду, что длительность как нот так и пауз не измеряется в соответствии с временными единицами. Иными словами они не измеряются в секундах, минутах и т.д.
Как считать длительность нот
Любая нотная единица вмещает в себя разное количество метрических ударов. В полной ноте их 4, она имеет такой счет: «раз – и – два – и – три – и – четыре – и»;
Половинная: «1 – и – 2– и»;
Четверть: «1 – и»;
Восьмая: «раз»;
Шестнадцатая: на счет «раз» звучит 2 шестнадцатых.
Для правильного счета длительностей нужно понять метрический размер песни. От этого параметра зависит количество чередующихся сильных и слабых долей в одном такте. Доля – единица музыкального метра, сравнимая с секундой. Но в отличие от секунды ее длительность меняется в зависимости от темпа мелодии.
Так, в размере 2/4 сильной является первая доля, в четырехдольном размере как правило, первая и третья, в ¾ – первая и т.п. В партиях это можно отследить по ударной линии. Например, бочка обычно звучит на сильную долю. Гитара в это время может совершать возврат к начальным аккордам песни.
Стандартная длина
Отсчет длительностей нужно начинать с сильной доли. Считать необходимо на четыре: «1и – 2и – 3и – 4и ». В ансамблевой музыке на каждый «раз» должна звучать бочка, а на каждую «и» – малый барабан. По ходу развития мелодии нужно определить момент, где берет начало и заканчивается звучание основных аккордов текстуры. Производить счет нужно до тех пор, как звучание не окажется в тонике. Данным способом можно определить размер песни. Далее можно приступать к подсчету длительностей звучащих нот.
Лучше всего для начала определиться, какую ноту какой партии нужно считать. Выбрав музыкальный отрезок, нужно отсчитать количество нот, звучащих между долями такта. Как правило, в ударной партии четко звучат четвертные длительности. Допустим, что в гитарном партии между ударными четвертями звучат 2 ноты, то они, соответственно будут являться восьмыми длительностями. Таким способом можно определить длительность нот, если нет нотной записи и табулатуры композиции. Стоит обращать внимание и на то, как соотносятся между собой ноты различной длительности.
Практиковаться в считывании длительностей лучше всего начинать с несложных песен, где звучит простая ударная линия. В таких произведениях отчетливее слышно чередование долей и легче определяются такты. Как пример, можно начать с репертуара музыкальной команды AC/DC.
Ноты с точкой
Помимо основных длительностей нот, есть и другие. К таким можно отнести ноту с точкой. Точка указывает на то, что длительность ноты продлевается на половину от ее продолжительности. Точка может быть не одна. Начинающие музыканты часто путаются в таких обозначениях, но на самом деле здесь нет ничего сложного.
Пример: половинная ноты с точкой = половинная + четверть (счет: раз – и – два – и – три – и);
Половинная нота с двумя точками = половинная + четверть + восьмая (раз – и – два – и – три – и – четыре);
Четверть с точкой = четверть+ восьмая (раз – и – два);
Восьмая с точкой = восьмая + шестнадцатая (раз – и/2, то есть на «и» приходится две 16-ых);
Четверть с двумя точками = четверть + восьмая + шестнадцатая и т.д.
На то, чтобы быстро научиться правильно считывать такие длительности, нужна практика. По мере тренировок у каждого музыканта начинает вырабатываться навык чтения любых ритмических рисунков.
Ноты с лигой
Лига – это линия в форме дуги, которая объединяет 2 ноты или более. Ноты с лигой можно встретить в табулатурах с нотным станом. Лига, объединяющая ноты, встречается в нескольких случаях:
Когда нужно добиться непрерывного звучания между граничащими нотами двух тактов.
В случае, если должны играться ноты разной высоты.
Обозначение длительности нот на письме
Целая нота на письме обозначается не закрашенным кружком без штиля. Располагается на строке нотного стана в зависимости от звука, который она обозначает.
Половинная нота также обозначается не закрашенным кружком, но уже со штилем. Штиль – это линия, которая ставится справа или слева от ноты. Он может быть направлен вверх или вниз в зависимости от высоты обозначаемого звука: если нота звучит выше «си» первой октавы, то штиль ставится вниз слева от ноты. Если нота звучит ниже «си» первой октавы – штиль пишется вверх справа от ноты.
Четвертная нота представляет собой черный круг со штилем.
Восьмые ноты в записи имеют на штиле один флаг. Далее, в зависимости от длительности нот определяется количество флагов на штиле. Например, у 16-ой ноты их два, у 32-ой – три и т.д. Также, в нотной записи встречается две и более ноты в одном такте, объединенные линиями между ними, так называемыми ребрами. Количество ребер, как и флагов на штиле, обозначается длительность нот: чем их больше, тем меньше длительность нот.
Необычные длительности
В музыке есть и другие длительности, кроме основных. Они образуют так называемый полиритм. К таким относятся дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, секстоли. Самыми часто встречающимися являются дуоли и триоли.
Дуоли – 2 ноты, равные по звучанию трем нотам этого же вида. Обозначаются либо квадратной скобкой над двумя нотами, либо нотой с точкой.
Триоли –3 ноты, по звучанию равные двум нотам той же длительности.
Квартоли – 4 ноты, равные по длительности трем нотам.
Квартоли – 5 нот, равные по длительности четырем нотам.
Секстоли – 6 нот, звучание которых по длительности равно пяти нотам.
Все эти длительности, кроме дуоли, в нотах на письме обозначаются квадратной скобкой, объединяющей ноты и цифрой.
Играя дуоль, триоли или др., необходимо на один метрический удар уместить две, три и так далее нот. Длительности могут быть и другими, в зависимости от музыкальной задумки композитора.
Обозначения таких нот часто встречается в записи для пианино и других инструментов, но в табулатурах для гитары они также встречаются. Поэтому необходимо их знать и уметь считывать.