Любой музыкант, который настроен не только воспроизводить музыку известных композиторов, но и сочинять собственные произведения, должен освоить теоретические знания. Одной из основополагающих вещей в этом является знание кварто – квинтового круга. Со знанием его строения и применения можно с легкостью комбинировать тональности в соответствии с музыкальной гармонией.
- Сколько всего в музыке тональностей
- Как образуется квинтовый круг тональностей
- Энгармонически равные тональности
- Как пользоваться кругом тональностей
- Откуда взялось название кварто – квинтовый круг
- Построение круга через интервалы
- Знаки альтерации внутри ключей
- Круг мажорных и минорных тональностей
- Нахождение нужной тональности
- Транспонирование тональности
- Параллельные тональности
Сколько всего в музыке тональностей
Всего их насчитывается 30, и все они соответствуют минорному и мажорному ладу. Существует понятие параллельных тональностей, они имеют содержат в своем строе одинаковые знаки. Количество таковых 15.
Из всех только 2 тональности не имеют ни единого знака альтерации – C и Am.
Остальные подразделяются на 2 категории:
- Диезные имеют от 1 до 7 соответствующих знаков;
- Бемольные имеют до 7 бемолей.
В обеих группах содержится по 7 мажорных и 7 бемольных тональностей.
Как образуется квинтовый круг тональностей
Такое название обусловлено тем фактом, что промежуток между смежными тональностями представлен чистой квинтой.
Само понятие квинтового круга заключает схематичное изображение мажорных/минорных построений с помощью окружности, на которой обозначены сгруппированные по родству и наличию одинаковых звуков.
С внешней стороны можно наблюдать мажорные построения, а внутри – минорные.
Кроме того, на схеме видно, сколько знаков альтерации имеется в том или ином виде. Это очень помогает при практическом применении круга и создании музыкальных цепочек.
Самый быстрый способ выучить квинтовый круг, это сначала разобраться с терминологией и обозначением следующих понятий:
- Музыкальный интервал – расстояние между двумя звуками. Интервалы бывают мелодическими, когда звуки воспроизводятся последовательно, и гармоническими – воспроизведение происходит одновременно. Для удобства можно воспользоваться таблицей и изучить простые музыкальные интервалы.
- Тональность – положение лада, которое построено от той или иной ноты и имеет свою высоту.
- Знаки альтерации. С их помощью ноты понижаются или повышаются, не меняя название звука.
Энгармонически равные тональности
Энгармонизм обозначает наличие идентичных по звуковому воспроизведению элементов построения, которые отличаются написанием, наименованием или обозначением.
Это понятие присуще аккордам или интервалам. Но в данной ситуации стоит рассмотреть энгармонические тональности. Их гаммы будут звучать одинаково.
Энгармонические тональности содержат 5 и более знаков альтерации в составе, а найти их можно на стыке бемольных и диезных тональностей в круге.
Перечень таковых тональностей:
- Си – мажор – До – бемоль. В параллели им Соль – диез минор – Ля – бемоль мажор;
- Фа – диез мажор и соль – бемоль мажор являются параллельными ре – диез минор и ми – бемоль минор;
- До – диез мажор и ре – бемоль мажор. Энгармонические им ля – диез минор и си – бемоль минор.
Как пользоваться кругом тональностей
Эффективный и легкий способ понять принцип и научиться пользоваться таким кругом – это использовать рисунок – схему, на которой все тональности разбиты на сектора.
Но самое главное предназначение – это определение схожих по родству тональностей, которые можно сочетать и комбинировать между собой, создавая композиции.
Откуда взялось название кварто – квинтовый круг
Истоков происхождения этого понятия не знает никто, но в 1679 году Николай Дилецкий написал книгу под названием «Мусикийская грамматика». Мусикия в переводе со славянского означает музыка. А сама грамматика описывала «колесо веселой мусикии», подразумевая мажорный круг, а минорный назывался «круг мусикии печальной».
Многие историки считают, что именно этот труд послужил толчком к применению кварто – квинтового круга в современной музыке, а сам он изучается на уроках сольфеджио юными музыкантами.
Построение круга через интервалы
Как уже упоминалось, на схеме круга обозначены ключи мажора и минора, имеющие определенный строй. На их основе можно построить последовательность, зная какие ноты и знаки будут в ней.
Самый лучший вариант – научиться строить круг самостоятельно. Для этого необходимо:
- Окружность разделить на 12 частей;
- В отсеке, соответствующем 12 часам написать До – мажор;
- Отсчитать от данной ноты 5 тонов – полную квинту.
- Далее в каждом сегменте будет следовать соответствующий интервал от предыдущей ноты.
- На 11 часов будет тональность фа мажор, а от нее настоящей квинтой будет до мажор. На этом круг замыкается.
Для тональностей минорного лада принцип соответствующий, только начинается круг с ля минор, а последней будет ре минор.
Этот круг можно построить также при помощи другого интервала – кварты. Для этого следует двигаться против часовой стрелки и соблюдать промежуток в 4 полных тона. Вместо диезов в данном случае следует писать бемоли.
Знаки альтерации внутри ключей
Каждая гамма имеет определенное расстояние между звуками. Чтобы соблюдать строение, используются определенные знаки, которые понижают или повышаются звук на полтона.
Тональности могут содержать в себе от 0 до 7 знаков альтерации.
На подробной схеме круга видно, что по часовой стрелке каждая следующая тональность имеет в составе диезы, количество которых увеличивается на 1 в каждой последующей тональности. А в обратном движении такой принцип соответствует количеству бемолей в гамме тональности.
Значит, что выучив круг, точно будет очевидно, сколько знаков альтерации в какой – либо тональности.
Конечно, во всех правилах есть исключения. В этом правиле – это нота ми и си. Они не имеют ни диезов, ни бемолей, то есть бывают неполными. Это означает, что вместо таковых будут играться фа или до фактически, но на нотном стане знаки будут присутствовать для определения ключа.
Если внимательно посмотреть на крут, то можно увидеть, что до – диез мажор имеет 5 бемолей или 7 диезов. Это может поставить в тупик начинающего музыканта. Этому тоже есть объяснение: тональности C♯ с 7 диезами и Db с 5 бемолями являются энгармоническими, то есть имеют одинаковое звучание, но отличное построение.
Круг мажорных и минорных тональностей
Нахождение нужной тональности
Помощником в этом служит отличным тот факт, что, взглянув на круг, точно будет известно, сколько знаков он содержит, а значит можно быстро выстроить соответствующую гамму.
Для примера, ноты, входящие в до мажор определяются предыдущей нотой на круге перед тоникой, а оканчиваются на 7 ноте при движении от нее по часовой стрелке. То есть до мажор состоит из следующих звуков: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
По этому принципу можно выяснить, какие звуки присутствуют в той или иной последовательности.
Транспонирование тональности
Транспонирование – это движение вверх или вниз всех звуков на определенный фиксированный интервал. Такой принцип применяется, чтобы либо музыканту технически было удобнее или проще исполнять произведение, либо для вокалиста, чтобы подобрать оптимальный тембру голоса охват.
Кварто – квинтовый круг объясняет, как быстро произвести поднятие или опущение цельного произведения, или фрагмента целиком.
Для этого нужно определить исходную тональность и шагнуть на кварту вниз или квинту вверх.
Например, необходимо транспонировать до мажор. Ближайшие к ней F и G. Для первой манипуляции ноты будут: F, G, A, Bb , C, E. А для второй – G, A, C, D, B и F♯.
Параллельные тональности
При правильном составлении круга на наружной стороне будут располагаться мажорные тональности, а внутри – минорные.
Каждая пара имеет внутри одинаковые ноты, располагающиеся в различных звукорядах. Это понятие определяет параллельные тональности.
Изучение кварто–квинтового круга является основополагающим не только для новичков, но и уже опытных музыкантов. Сначала будет казаться невозможным выучить и использовать ключи, но, если правильно выучить все принципы и подсказки, можно легко научиться аккомпанировать, транспонировать, импровизировать, а также создаваться произведения собственного сочинения.