Блюзовая гамма
Как гласит крылатая фраза: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо». Для настоящего же гитариста, блюз это очень хорошо. С блюза зачастую начитается знакомство с импровизацией. Ведь именно блюз, так или иначе, является истоком современной поп и рок музыки.
Для чего учить позиции блюзовых гамм
Каждый гитарист, который хочет, чтобы его музыкальная мысль парила над звучащей гармонией в виде звуков соло, начинает с блюза. А каждый, кто попробовал солировать в блюзе – имеет дело с пентатоникой. Блюзовая лад – это ни что иное, чем пентатоника с одной добавленной проходящей ступенью. Вот так просто.
Учить же позиции блюзовых гамм для гитары , необходимо по нескольким причинам:
• Блюзовые ноты красиво звучат;
• Поскольку блюз является истоком современной музыки, вместе с ним приоткроется завеса поп и рок импровизации;
• Основная же причина состоит в том, что гитара – это позиционный инструмент. Выучив позицию в одной тональности, считай, что ты знаешь их все. Просто сдвигая левую руку вдоль грифа, можно транспонировать тональность не заучивая теорию.
• Подбирая любимую мелодию вы, так или иначе, столкнетесь с тем, что приблизительно она играется в той или иной позиции.
• Знание гаммы и позиции, позволяет не задумываться непосредственно в момент соло, какие именно ноты будут звучать в данной тональности, а выплескивать свои эмоции. Добавить новый оборот или даже придумать новую мелодию.
Теория блюзовых гамм
Поскольку традиционный блюз – это музыка грустная, то строится она, как правило, на основании минорной тональности. Такой уж у нее эмоциональный окрас.
Как строится блюзовая гамма
Рассмотреть как строится минорный блюзовый лад можно с двух сторон: со стороны того как строится блюзовая пентатоника и со стороны минорной гаммы. В любом случае суть в добавлении «проходящей» пониженной пятой ступени. Здесь необходимо обратить пристальное внимание на слово «проходящей», поскольку отдельно данная ступень не используется. Она применяется как вводная для пятой или четвертой ступени, либо как проходящая между ними.
Минор
Мы начнем с того, как строится минорная гамма на гитаре в общем: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
В результате мы получили звукоряд из восьми нот. Ноты принято называть ступенями гаммы. Первая и последняя(восьмая) ступени называются тоника. Это самая важная нота, по ней определяется тональность. Остальные ступени нумеруются по порядку.
Для примера разберем аппликатуру гаммы ля-минор, поскольку очень важно понимать «позицию», в которой мы находимся:
Указательным пальцем левой руки прижимаем шестую(самую толстую) струну на пятом ладу, безымянным на седьмом, мизинцем на восьмом. Переходим на следующую струну(пятую), повторяем аппликатуру: указательным пальцем на пятом ладу, безымянным на седьмом и мизинцем на восьмом. Переходим на четвертую струну, и снова повторяем аппликатуру, но теперь без мизинца: указательным пальцем на пятом и безымянным на седьмом.
Если вы обратили внимание, когда мы играем гамму, указательный палец находится всё время в районе пятого лада. Этот лад и есть «позиция».
Итак, зная минорную гамму, дальше всё просто:
Минорная пентатоника на гитаре строится на ступенях минорной гаммы, однако, из нее убираются вторая и шестая ступени. И, вот волшебство, вы поняли, о чем я говорю, даже не зная теории и интервалов по которым строится пентатоника.
Для тех кто хочет быть подкованным теоретически, пентатоника строится так: полтора тона (пропустили вторую ступень минорной гаммы), тон, тон, полтора тона(пропустили шестую ступень минорной гаммы), тон.
Минорный блюзовый лад, как и пентатоника на гитаре строится на ступенях минорной гаммы. Как и в пентатонике, мы «выбрасываем» вторую и шестую ступени, однако между четверной и пятой ступенями добавляется тот самый, «проходящий» звук.
Если брать аппликатуру гаммы ля-минор, то мы убираем безымянный палец на шестой и мизинец на пятой (получаем пентатонику). И на пятой струне добавляем «проходящий» средний палец на шестом ладу.
Блюзовая гамма ля минор по интервалам строится следующим образом: полтора тона (пропустили вторую ступень), тон, полтона (тот самый «проходящий» звук), полтона, полтора тона (пропустили шестую ступень), тон.
Мажор
Мы начали с минорной гаммы именно в связи с тем, что она в данном случае основополагающая. Мажор в данном случае мы рассмотрим именно как позиционное дополнение для того, чтобы расширить позицию на грифе. Однако об этом немного позже.
Мажорная гамма строится согласно следующим правилам: тон, тон, полтона, тон, тон, тон, полтона.
Позиционно рассмотрим гамму до-мажор. Указательный палец у нас становится в позицию седьмого лада. Вторым пальцем прижимаем шестую струну на восьмом ладу, мизинцем на десятом. Переходим на пятую струну: указательным на седьмом, средним на втором, мизинцем на десятом. Переходим на четвертую струну: указательным пальцем на седьмом ладу, безымянным на девятом, и мизинцем на десятом.
Так же как и с минорной гаммой, первая и восьмая ступени – тоника. Остальные называются согласно их порядковому номеру.
Мажорная пентатоника строится на основе мажорной гаммы. Мы убираем из нее четвертую и седьмую ступени.
Мажорный блюзовый лад строится, как и в миноре. К нотам из которых состоит мажорная блюзовая пентатоника мы добавляем «проходящую» ноту между второй и третьей ступенью.
Аппликатурно, мы убираем средний палец на пятой струне и безымянный на четвертой(получили из мажорной гаммы мажорную пентатонику), и указательным пальцем на пятой струне на шестом ладу «проходящую» ноту, после чего смещаемся обратно в нашу «седьмую» позицию и продолжаем играть звукоряд мажорной блюзовой пентатоники.
Параллельные гаммы
При разборе мажорной и минорной гамм, наш выбор не случайно пал именно на ля-минор и до-мажор. Поскольку данные гаммы являются параллельными.
Возможно, внимательные читатели обратили внимание, что строение мажорной гаммы повторяет строение минорной, с тем лишь исключением, что она началась бы с третьей ступени. По существу же, параллельные гаммы – это один и тот же звукоряд.
Деление на мажор и минор достаточно условное. Звуки одни и те же, тем не менее, в контексте того, с какой ступени мы начнем звукоряд, он приобретает различный эмоциональный окрас.
Теперь настало время вернуться к понятию «позиции» и гитары, как «позиционного» инструмента. Если учесть что звуки одни и те же, то получается что мы «открыли» для себя гриф с пятого по десятый лад(т.е. почти наполовину до двенадцатого, а дальше всё повторяется).
Более того, изучив аппликатуру минора и параллельного мажора, мы изучили всё тональности, нужно только знать позицию на грифе, а пальцы нужно переставлять на тех же интервалах и в той же последовательности.
Если сыграть минорную гамму в первой позиции, мы получим фа-минор. Параллельно ей – в третьей позиции соль-диез-мажор.
При построении мажорной гаммы важно не забыть, что позицию мы называем по положению указательного пальца левой руки, а начитается мажорная гамма со среднего пальца. Т.е. если позиция для мажорной гаммы третья, то первую ноту мы возьмем на шестой струне, средним пальцем, на четвертом ладу.
Далее, по аналогии: в третьей позиции минорная гамма соль-минор, в седьмой – си-минор, в восьмой – до-минор, в десятой – ре-минор, и в двенадцатой – ми-минор.
Получается, выучив блюзовый лад в одной позиции, и зная расположение звуков на грифе, мы можем подыграть на соло гитаре любому блюзмену, необходимо лишь знать тональность.
Дополнительная нота
Та самая «проходящая» нота иногда называется дополнительной или блюзовой. Она дополняет минорную пентатонику пониженной пятой ступенью минорной гаммы, либо, параллельную ей мажорную пентатонику, пониженной третьей ступенью мажорной гаммы.
Однако не стоит забывать, что данный звук именно «проходящий». Если в ля-миноре вы начнете с остервенением лупить по ми-бемолю(пониженная пятая) – вы не добьетесь ожидаемого результата. Эта нота «работает» именно как проход между четверной и пятой ступенью минорной гаммы, либо как «подъезд» к одной из них, и никак иначе.
При помощи такой нехитрой математики мы получаем мажорный блюзовый лад и минорный. Кстати, их параллельность, как и в обычных мажоре и миноре никуда не девается.
Аппликатуры и обозначения
В литературе для гитаристов, в связи всё с той же «позиционностью» гитары, принято изображать гаммы и другие звукоряды схемами того, как они выглядят на грифе. Приняты следующие обозначения:
• Струны нумеруются по порядку, от тонкой к толстой, с первой по шестую, арабскими цифрами;
• Пальцы левой руки нумеруются по порядку, от указательного к мизинцу, с первого по четвертый, арабскими цифрами.
• Лады (а с ними порой и «позиции»), нумеруются по порядку от головки в деке.
• Американское обозначение нот идет по порядку латинского алфавита, начиная с ля. А – ля, В – си, С – до, и т.д.
A ля минор 5 позиций – боксов
Обратите внимание, на лады(позиции) от которых играется та или иная аппликатура гаммы на гитаре. Именно так можно было назвать данные боксы. Термин позиция здесь приводится не совсем в той логике, в которой она используется обычно.
Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
Упражнения и блюзовые лики
Твердо выучив аппликатуру минорной и мажорной гамм, блюзовый лад, как строится блюзовая пентатоника, можно переходить к импровизации. Однако, как и в изучении языка, перед сочинением, учатся писать изложение. Для того чтобы появилось больше интересных музыкальных мыслей, чтобы они появились скорее, служат упражнения и блюзовые лики, они помогут освоить блюзовые гаммы для гитары.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Эти аппликатуры для левой руки?
Добрый день, да, для левой руки.