Для того, чтобы красиво играть на гитаре, недостаточно умения быстро переставлять аккорды. Существует целый ряд способов, как сделать аккомпанемент интереснее и насыщеннее. Среди таких технических приемов особенно выделяется глушение.
- Что такое глушение на гитаре
- Обозначение на табулатуре
- Виды глушения струн
- Для чего используется глушение
- Как глушить струны на гитаре правой рукой
- В гитарном бое
- Пальцами
- При игре медиатором
- Палм мьютинг – как глушить струны на электрогитаре
- Глушение на гитаре левой рукой
- При игре боем
- Глушение отдельных струн
- Практические упражнения для отработки глушения
Что такое глушение на гитаре
Под глушением понимают технический прием при игре на гитаре, позволяющий убрать лишние звуки и сделать ритм более акцентированным. Целью является не только полная блокировка звукоизвлечения через прекращение колебания струн, но также частичная приглушка громкости с целью получения перкуссионных или ритмических эффектов. Исходя из этого, некоторые музыканты различают приемы “заглушка” и “приглушка”, хотя в большинстве творческих кругов эти термины являются синонимами.
Обозначение на табулатуре
Участки мелодии, где гитарист выполняет глушение, в нотах обозначает буквами «P.M.». На продолжительность эффекта указывает пунктирная линия, а точку его завершения указывают вертикальной жирной линией. В примерах для игры или гитарной табулатуре для обозначения используется значок «Х»: если он стоит рядом с аккордом, глушение осуществляется сразу после его извлечения. Одиночное обозначение «Х» в схеме на линии ритма подразумевает полное глушение аккорда для получения эффекта перкуссии.
Виды глушения струн
Классифицируют гитарные заглушки в основном по рабочей руке (правая, левая) или части кисти, с помощью которой осуществляется прижимание струн.
Основные приемы глушения на гитаре правой рукой:
- накладка открытой ладони на поверхность струн (вместо накладки иногда используют хлопок);
- прижимание нижним торцом ладони;
- ударное воздействие закрытой ладонью (внутренней областью);
- накладывание большого пальца.
Отдельного упоминания заслуживает palm mute, выполняемый ребром правой руки. Здесь за цель ставится глушение струн нижнего регистра для получения эффекта контрабаса.
Варианты глушения левой рукой:
- Ослабление пальцев, зажимающих ноты аккорда. После этого струны немного поднимаются над порожками, что приводит к их мгновенному затуханию. Таким образом можно получать красивые паузы в ритмическом рисунке.
- На аккордах баррэ. Этот вариант используют исключительно при игре боем. Эффект глушения здесь получается более выраженным, чем при ослаблении отдельных струн. В этом случае периодически ослабляют палец, ответственный за баррэ.
- Частичное глушение. Есть аккорды, аппликатура которых предполагает полное молчание некоторых струн. Чтобы звукоизвлечение получилось максимально чистым, на помощь приходят пальцы левой руки. Выбор конкретного пальца зависит от того, какую именно струну необходимо изолировать. Так, в открытых аккордах Am, Dm, A, D, C лишней оказывается нижняя (самая толстая) струна Е. При игре аккордами ее проще заглушить большим пальцем, чем постоянно корректировать удар мимо нее.
В большинстве случаев от музыканта требуется совмещать глушение левой и правой рукой, что обеспечивает получение отличной музыкальной основы.
Для чего используется глушение
Используя приглушивание гитарных струн, можно достигать следующих целей:
- Получать отрывистый, динамичный аккомпанемент. Для этого глушат все струны в аккорде.
- Повышать чистоту звучания путем нейтрализации нот, не входящих в состав аккорда.
- Качественно менять позиции на грифе. В первую очередь это касается ситуаций, когда аккорды расположены на разных ладах. В момент переноса левой руки струны рекомендуется приглушать, избегая тем самым появления “грязи” в паузах.
- Вносить разнообразие аккомпанемент, делая его ритмичнее и динамичнее. При глушении звуков аккорда даже на половину интервала на выходе получается более интересная ритмика.
- Использовать гитару для достижения перкуссионных эффектов. Так часто делают музыканты в сольных выступлениях, или когда в составе коллектива отсутствует позиция ударного инструмента.
- Уменьшать агрессивность общего звука или определенных регистров. Такая необходимость возникает, когда ансамбль из нескольких инструментов выступает вживую и без усилительной аппаратуры. Звук акустической гитары приглушают, чтобы выделить другие позиции (вокал, бас).
- Снимать обратную (фонящую) связь между электрогитарой и усилителем.
Как глушить струны на гитаре правой рукой
Правая рука гораздо чаще используется для получения заглушки.
В гитарном бое
Для приглушения струн правой рукой во время гитарного боя задействуется область сустава большого пальца и внутренний участок ладони. Проведя по струнам, траекторию ладони продолжают вниз на струны и наносят по ним мягкий удар. Конкретный участок кисти, которым глушат звук, зависит от анатомических особенностей музыканта. Так, некоторым гитаристам удобно использовать для этого нижнюю часть большого пальца. Каждый сам для себя определяет подходящий вариант в ходе практических занятий.
Пальцами
При использовании «щипка» чувствуется разница в том, как звучат свободные или заглушённые струны (их звук более тихий). Точное место глушения может отличаться, но обычно в нейтрализации нуждается предыдущий аккорд. В результате его звучание не накладывается на следующий участок аккомпанемента.
При игре медиатором
Гитаристы применяют медиатор при игре на акустической гитаре с целью усиления звука или реализации некоторых приемов (которые трудно выполнить пальцами). Для удержания медиатора обычно задействуется большой и указательный палец. Исходя из этого, глушение лучше осуществлять нижним ребром ладони (участок возле мизинца).
Палм мьютинг – как глушить струны на электрогитаре
Данный прием выполняют в основном на электрических (реже — на акустических) гитарах. Также техника подходит для игры на басу и укулеле. Требуемый эффект достигается совмещением звукоизвлечения аккорда или отдельной ноты с мягким нажимом ладони правой руки на струны.
Как делать заглушку палм мьютинг на гитаре:
- Крепко взять медиатор в правую руку.
- Поставить ребро ладони этой руки на струны нижнего регистра поближе к заднему держателю (бриджу). Угол прикладывания руки подбирается индивидуально. На это влияет размер ладони, длина пальцев, гибкость суставов и пр.
- Зажать левой рукой аккорд (лучше — квинтовый) и начать наносить равномерные удары медиатором по нижним струнам № 4,5,6 (они на грифе расположены сверху). Вначале рекомендуется использовать штрих “только сверху вниз”. В результате получаются звуки, похожие на игру контрабаса. Для достижения более прерывистого звучания ребро ладони можно немного приподнимать в момент удара медиатором.
Добившись хорошей чистоты звукоизвлечения, в технику палм мьютинг вводят попеременный штрих вниз-вверх (в т.ч. при игре на одной струне). Уровень «замьюченности» звука можно регулировать, меняя дистанцию от участка постановки ладони на струны до бриджа. По мере увеличения этого расстояния звучание приобретает дополнительную жесткость.
Глушение на гитаре левой рукой
Заглушка левой рукой достигается ослаблением пальцев, зажимающих струны. Еще один подход предполагает нейтрализация нот, не входящих в состав аккорда.
При игре боем
Удобнее всего выполнять заглушку левой рукой в аккордах баррэ. В этом случае достаточно в нужных точках аккомпанемента ослаблять рабочий палец (как правило — указательный). Особенно часто этот прием применяется в стиле регги или кантри. Схожий эффект можно получить и при игре на открытых струнах: в этом случае периодически ослабляют все пальцы, зажимающие аккорд.
Глушение отдельных струн
Чтобы звук был идеально чистым, не входящие в состав аккорда ноты должны молчать. Этого добиваются, ударяя только по рабочим струнам или приглушая “ненужные” струны пальцами. Так, струны нижнего регистра удобно заглушать большим пальцем. Для нейтрализации верхних нот обычно используют подушечки пальцев, зажимающих соседние струны. Эта техника требует определенной тренировки.
Практические упражнения для отработки глушения
Отработку техники глушения лучше начинать с простого боя шестерка:
- Счёт «раз и». Нанести хлесткий удар указательным пальцем правой руки по струнам вниз.
- Счёт «два». Повторить движение сверху вниз, после чего сразу положить на струны ребро ладони или большой палец. Звучание должна стать тише или вовсе прекратиться.
- Счёт «и». Вернуть указательный палец в верхнюю позицию, мягко цепляя струны верхнего регистра (№№ 1,2,3).
- Счёт «три». Нанести удар только ребром ладони или большим пальцем (как удобнее).
- Закончить аккорд переменным штрихом.
Во время удара большим пальцем рекомендуется вращать кисть и предплечье против часовой стрелки. При использовании ребра ладони вращение осуществляется в обратном направлении. Главное — действовать стремительно и хлестко.
Упражнение для пальцев левой руки при игре аккорда баррэ:
- Взять аккорд баррэ. Начинать тренировку лучше с первых ладов.
- Начать играть бой медиатором. Если хватает мастерства, можно играть регги на верхних струнах (без басов).
- Для получения необходимого ритмического рисунка ослаблять указательный палец правой руки на сильных долях. Получается, что аккомпанемент звучит только при движении медиатора снизу вверх.
- Попробовать выполнить упражнение на открытых аккордах, ослабляя рабочие пальцы левой руки в нужных местах мелодии.
В процессе упражнений необходимо добиваться синхронности действий левой и правой руки. Хороший результат получается только при ежедневных тренировках. Рекомендуемая продолжительность — не менее двух часов в день.