Джазовые аккорды для гитары: последовательности и цифровка

Уроки гитары

Джазовая музыка очень необычная и интересная не только по своему звучанию, но и по строению. Играть джаз не так просто на первый взгляд, как кажется, и не всегда понятно, с чего начать, что брать за основу. В первую очередь, конечно, новичкам следует хорошо изучить аккорды, которые определяют принадлежность музыки в джазовому стилю.

Как играть джаз на гитаре

Взяв гитару впервые в руки, не получится сразу начать играть джаз. Это достаточно сложная не только в звучании, но и в исполнении и понимании концепции музыка. Основной ее принцип заключается в том, что гитара в джазе стоит на первом месте.

джаз на гитаре

Сначала необходимо изучить основы музыкальной теории, провести тренировки различных приемов, научиться строить аккорды и освоить основные боксы.

Джаз требует осознанной импровизации, поэтому никакой теорией и практикой пренебрегать не стоит. Любые элементы музыки могут пригодиться на этапе изучения и игры джаза.

После изучения основ и отработки их на практике, можно поупражняться в импровизации. Это не только поможет в исполнении джаза, но и поможет понять и усвоить многие технические приемы.

Как научиться играть джаз

Джазовая музыка построена на абсолютном нарушении всех имеющихся музыкальных правил и стандартов. Поэтому так важно уделять как можно больше времени импровизации. Можно даже тренироваться играть импровизационные квадраты в течение нескольких минут, периодически их меняя. Также таким образом можно практиковаться и в группе.

джаз на гитаре

С чего стоит начинать играть джаз на гитаре начинающим

Исполнение музыки в любом жанре требует достаточной отработки и знаний. В случае возникновения желания исполнять джаз музыканты должны готовиться очень усердно и кропотливо поработать.

Для начала музыкант должен на достаточном уровне освоить музыкальную теорию. А именно: изучить все возможные тональности, музыкальные лады, запомнить и отработать гаммы всех возможных вариаций, изучить понятия параллельных, родственных тональностей, их отличия, как строятся и применение на практике. Также необходимо запомнить интервалы между нотами в обоих наклонениях, научиться строить аккорды на различных ладах, без труда находить на грифе нужные ноты и оттачивать искусство импровизации.

Именно эти основы помогут начать изучение джаза и помогут научиться его основам, так как джаз — невероятно сложный музыкальный жанр, который освоить не всем по силу.

Джазовые обозначения

После изучения музыкальной теории, музыкант более — менее будет понимать, как строятся аккорды. Но этого мало, так как для джаза аккорды обозначены в виде зашифрованной записи, которая называется цифровкой аккордов. 

При записи многих композиции она используется, в ней нет ничего сложного, главное, запомнить буквенное обозначение нот и какие знаки, что обозначают.

Латинские буквы от A до G обозначают соответствующие ноты:

A – Ля

Аккорд A

B – Си (в некоторых источниках нота Си до сих пор записывается как H)

Аккорд B

C – До

Аккорд C

D – Ре

Аккорд D

E – Ми

Аккорд E

F – Фа

Аккорд F

G – Соль

Аккорд G

Эти обозначения необходимо запомнить, так как именно данные буквы указывают на необходимый аккорд.

Для определения принадлежности к мажорному или минорному наклонению используют следующие варианты:

  • мажорный аккорд имеет написание в виде заглавной латинской буквы. Например, До мажор — C.
  • Минорный аккорд записывается путем добавления m к заглавной букве аккорда. Например, Ля минор — Am.
  • к буквенному обозначению добавляют maj или min. Этот вариант используют очень редко.

Кроме того, для указания того или иного аккорда используют дополнительные знаки, которые помогают нам понять, какую именно разновидность необходимо сыграть.

Вот перечень знаков, которые содержит аппликатура:

  • M, maj, maj7, Δ – большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min – минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm – уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø – малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug – увеличенный
  • 7, х – малый мажорный (доминантовый)
  • add – добавленная ступень
  • sus – задержание 
  • omit – пропуск ступени
  • – , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ – повышение ступени аккорда
  • A – мажорное трезвучие
  • Bm, Bmi, Bmin – минорное трезвучие
  • Dm-5, Dm♭5 (иногда D°, Ddim) – уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug – увеличенное трезвучие
  • Большой мажорный – Amaj7, Amaj, AΔ, AM
  • Большой минорный – Emmaj7, EmΔ,  E-Δ7
  • Малый мажорный – C7
  • Малый минорный – Cm7
  • Малый уменьшённый – AmØ, Am7/-5, Am7/♭5, Am5-/7 (второе название – полууменьшенный)
  • Уменьшенный – G° (иногда обозначает ум. трезвучие), G°7, Gdim7, Gdim , Gverm
  • Большой увеличенный – F5+/maj7, F5♯/maj7, Faug/maj7, F+Δ7
  • *Малый увеличенный – C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый – DmM7♭5, D-Δ7♭5
  • C9 – малый мажорный септаккорд с большой ноной
  • E-9 – малый мажорный септаккорд с малой ноной
  • FM9, Fmaj9 – большой мажорный септаккорд с большой ноной
  • Cm9 – малый минорный септаккорд с большой ноной
  • C+9, C7/+9 – малый мажорный септаккорд с увеличенной ноной
  • C6 – мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Fm6 – миноное трезвучие с добавленной секстой
  • E add9 – мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы)
  • Asus4 – трезвучие с задержанной квартой замена терции на кварту)
  • Csus2 – трезвучие с задержанной секундой (секунда меняется на терцию)
  • B9omit5 – нонаккорд с пропуском квинты
  • C/E – мажорное трезвучие “до”, в басу “ми” (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G – минорное трезвучие “до”, в басу “соль” (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G – малый мажорный септаккорд “до”, в басу “соль”

обозначения

Данные знаки помогут распознать разновидность аккорда, и без труда использовать эти знания для игры джазовой музыки.

Джазовая последовательность аккордов

Последовательности джазовых гитарных аккордов представлены в виде таблицы, в которой отражаются только ступени, а не сами аккорды. 

Cmaj7 – Dm7 – Em7 – Fmaj7 – G7 – Am7 – Bm7 – Cmaj7 

Данная цепочка представляет базовую джазовую гамму в тональности До мажор.

Кроме того, можно использовать базовые табы прогрессий джазовых аккордов.

Последовательность 50 х годов

Данная последовательность аккордов очень распространенная, она находится у всех на слуху и легко узнается среди других.

Основные последовательности 50-х годов:

  • II – V – I ступени. Данную последовательность в основном исполняют в тональности До — мажор.
  • I – VI – IV – V. Также популярная последовательность, в которой I и VI ступени мажора сменяются минорными ступенями.
  • I – VI – II – V. Данный вид последовательности очень специфичен, но наиболее присущ джазовой музыке.
  • I – V – VI – IV. Данная последовательность обрела свою популярность благодаря песне The Beatles  – Let it be.
  • VI – V – IV – III. Этот вид относят еще к разновидностям фламенко.

джаз на гитаре

Таблица джазовых аккордов

В дополнение к изложенной информации стоит обратить внимание на аккорды джазовые, которые используются в одноименной музыке и создают ее неповторимое звучание. 

Данные аккорды представлены в таблице.

Джазовые аккорды на гитаре

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий