Определение тональности на слух является ключевым навыком музыканта. Для того чтобы безошибочно определить тональность произведения необязательно обладать талантом. При желании, старании и должной подготовке любой музыкант может освоить данный навык на достойном уровне.
Что такое тональность
В первую очередь, стоит разобраться в самом понятии. Под тональностью понимают высотное расположение лада, мажорного или минорного.
Если объяснить простыми словами, что такое тональность в музыке, то это понимание, какая нота является тоникой и в каком ладу будет композиция (мажор или минор).
Если известно, что тональность песни Ля мажор, это будет означать, что все аккорды или ноты будут звучать в рамках данного тона.
Тоника
Под тоникой понимается основная нота, а также первая нота звукоряда. Тоника в гамме звучит 2 раза: с нее гамма начинается, а также заканчивается.
Всего нот 7, но основных тональностей 24. Это связано с тем, что ноты могут быть повышенные или пониженные, а наклонение может быть минорным или мажорным. Кроме того, существуют параллельные тональности — это таких, а которых ноты звучат одинаково, а нотная запись разная.
Некоторые тональности используются очень редко, практически не имея произведений написанных в них. К таким относится до-диез минор. Она является оригинальной к произведению Бетховена «Лунная соната».
Все произведения делятся на 2 категории: тональные — построенные на одной из 24 тональностей и атональные — не имеют привязанности к определенной тональности.
Лад
Понятие лада имеет множество трактовок.
Под ладом понимается принадлежность к мажору или минору, а также любому другому виду (дорийский, фригийский и прочие). Также согласованность звуков между собой по высоте.
Еще одна расшифровка — механизм преобразования звуков в систему.
Тон
Тоном называется высота ноты, а также нотный интервал, который определяет расстояние от одной ноты до другой.
Например, в гамме используются такие расстояния, как тон и полутон. На грифе гитары некоторые лады не имеют между собой полутона.
Под основным тоном понимается самая низкая нота из всего звукоряда. Остальные же звуки являются обертонами — звуки, не являющие основными и находящиеся вокруг основного тона.
Построение аккордов внутри тональности
Каждый аккорд внутри одной тональности строится на основе соответствующей гаммы. Она содержит 7 основных звуков, от каждого из которых можно построить аккорд. Такой процесс называется гармонизацией гаммы.
От каждой из ступеней можно построить трезвучие.
Так как для каждой тональности можно построить 7 аккордов, чтобы научиться определять тональности, стоит попробовать строить гармонии в каждой из них.
Это упражнение поможет создавать цепочки, которые будут находиться в одной тональности, а также в большинстве своем могут напомнить мотивы известных композиций.
Существует универсальная схема гармонизации гаммы, на которой показано, какого наклонения можно построить аккорды в пределах одной тональности.
Например, в мажорном ладу уменьшенный аккорд можно построить от 7 ступени, а в минорном — от второй. В табах аккордов для гитары уменьшенные обозначаются dim.
Кроме того, чтобы правильно строить аккорды внутри тональности, необходимо знать еще несколько понятий.
Доминанта — 5 ступень от тоники, которая максимально требует разрешения в нее. Наряду с 3 является главной ступеней лада.
Субдоминанта — 4 ступень, имеющая минимальное тяготение к тонике, в отличие от 5 ступени. Использование данного аккорда в произведениях очень популярно в качестве перехода.
Модуляция — смена тоники лада в песне. Данный процесс не хаотичен и происходит в соответствии с определенными правилами, при несоблюдении которых произведение будет иметь диссонанс.
Одноименные тональности имеют общую тонику, но разное наклонение (мажор или минор).
Параллельные тональности
Параллельными называю такие тональности, которые построены с помощью одинаковых нот, расположенных в разном порядке.
Самые простые из параллельных — До мажор и Ля минор. Их гаммы имеют идентичные ноты, но от разных тоник.
При определении тональности композиции новички часто совершают ошибку, путая параллельные тональности с родственными.
Родственные определяются на основе квинто-квартового круга, его в обязательном порядке изучают на уроках сольфеджио, и к одной тональности можно подобрать 6 родственных, но только одна может быть параллельна.
Параллельные же можно разбить на 3 вида:
- без знаков альтерации — они состоят исключительно из полных нот.
- С диезами. Соответственно, в составе гамм имеются только диезы.
- С бемолями. Имеют в своем составе только бемоли.
Чтобы найти параллельную тональность, можно воспользоваться следующим правилом: в миноре параллельная тональности строится от третьей ступени; в мажоре параллельная тональность будет строиться от 6 ступени.
Данное правило легко проверить на примере тональностей Ля минор и До мажор.
В До мажоре (С) шестой является ля, а значит параллельной будет Ля минор (Am), а в Ля миноре третьей ступенью является до, а значит параллельной будет До мажор.
Таблица тональностей построение по таблице
В соответствии с определенным алгоритмом разработана таблица тональностей аккордов, в которой указано по 2 тональности, их буквенное обозначение, какие знаки при ключе имеются в составе и их количество. Музыкант, который умеет пользоваться данной таблицей, всегда будет знать, как определить тональность.
Как определить тональности песни – способы
Существует несколько способов определить тональность в музыке:
- слуховое восприятие. Данный способ подходит достаточно опытным музыкантам, которые умеют пользоваться своим музыкальным слухом. Но кроме того, многие песни построены в достаточно известных и часто используемых тональностях, которые узнать по нотам не составит труда.
- Определение по 1 ступени (тоника на гитаре). Она дает толчок звучанию всей мелодии, а значит, определив какой звук является первой ступень, будет легко определить общую тональность.
- Поиск октавы от главной ноты. В данном случае стоит вспомнить понятие основного тона и способа его поиска. В таком случае удастся определить, когда используется основной тон через октаву и определить тональность.
- Воспользоваться определением параллельных тональностей по алгоритму, описанному выше. Так можно построить параллельные тональности от мажора и минора.
- Научиться применять таблицу тональностей. Это будет не просто и потребует достаточно времени, чтобы запомнить и отработать, но умение пользоваться таблицей позволит безошибочно определять любую тональность.
С какого перепуга субдоминанта – 6 ступень?
Опечаточка вышла, спасибо за вашу внимательность!