Соло на гитаре для начинающих: подробный гайд

Уроки гитары

Наверняка каждый человек, который когда-либо слышал композицию, исполняемую на гитаре, не мог не обратить внимание на тот факт, что обязательно в момент кульминации музыканты играют красивое соло. Наличие такой части в песне делает ее намного ярче и разнообразнее, создавая акцент на исполнителе сольной партии. Кроме того, исполнить сольно фрагмент композиции весьма непросто как в техническом, так и моральном плане, ведь все взоры будут обращены исключительно на музыканта.

соло на гитаре

Как играть соло на гитаре с чего начать

В первую очередь, перед тем, как музыкант решит для себя исполнять сольную партию, он должен понимать, что это требует высокого уровня не только практической части, но и знания теории.

Любителям достаточно будет базовых знаний, с помощью которых они смогут играть уже описанные сольные партии по табам или нотам.

Но вот для выступлений на публике такого уровня будет недостаточно. Исполнение соло с профессиональной точки зрения требует знания инструмента, строения его, а также гамм, аккордов, боксов и музыкальных цепочек.

В каком месте песни играется соло

Чаще всего соло можно встретить между 2 и 3 куплетами песни, так как такая партия является кульминацией всей композиции. Нередко с помощью соло дальнейшая часть произведения меняет свою тональность или манеру исполнения: с энергичной и живой на более грустную или наоборот, с печальной на веселую и жизнерадостную.

соло на гитаре

Иногда встречается несколько сольных партий в одной композиции, а бывает так, что музыканты решают обойтись и без нее. В любом случае выбор остается только за композитором, который, сочиняя произведение, придает ему определенную концепцию.

Нужна ли теория или сразу переходить к практике

С профессиональной точки зрения для исполнения соло знание теории просто необходимо. Это обусловлено тем, что сочинять и строить партии без знания музыкальной теории нецелесообразно — грамотной структуры при этом построить не получится.

При этом новичкам или исполнителям только дома можно опираться на уже сочиненные и описанные сольные партии. В этом случае музыканту понадобятся теоретические знания только приемов игры и расположения нот на ладах. Остальное упирается только в практику.

Мажорная и минорная гамма

Если углубиться в теорию, то произведения строятся на 2 ладах: мажорном и минорном. Соответственно, сольные партии также играются либо в том, либо в другом ладу. Выбор наклонения зависит от общего характера и настроения песни.

Строение мажорного и минорного лада в любых тональностях строится по одной и той же схеме:

тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон — для мажора

гамма мажор

и тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон — для минора.

гамма минор

Интервалы между нотами строго соблюдаются и изменению не подлежат.

Что нужно чтобы научиться играть соло

Прежде чем начать практиковаться играть соло или начать их сочинять, стоит разобраться непосредственно в том, что это из себя представляет, как правильно его исполнять, а также уместным ли будет наличие соло в том или ином произведении.

Как строится сольная партия

Самое главное — понять, как строится сольная партия внутри композиции.

Являясь частью произведения, соло может выполнять сразу несколько функций: дополнять основную партию, быть полной ее противоположностью, а также раскрывать мелодию совершенно с иной стороны.

Если разбить соло на части, то можно понять, что оно состоит из нескольких фраз, которые имеют названия «лики».

Чем выше профессиональный уровень гитариста, тем сложнее и разнообразнее лики в соло.

Кроме того, новичкам разучивать соло, разбив его на фразу будет намного удобнее и проще.

Виды соло

Несмотря на многообразие и непохожесть сольных партий одна на другую, условно можно все соло разделить на следующие группы:

  • Мелодичные. Исходя из названия становится понятно, что такие соло призваны дополнить основную тему произведения и носят спокойный и лирический характер.
  • Атональные. Данный тип призван создать некий диссонанс произведению путем использования нетипичных интервалов и ладов. Используется чаще всего в экстремальных музыкальных стилях из-за своей агрессивности и импульсивности.
  • Пассажи. Используются нечасто, в основном в роковой музыке. Суть заключается в быстрой игре пассажей, хотя на первый взгляд этот тип можно принять просто за набор случайных нот, но в общей концепции композиции это будет звучать вполне лаконично.
  • Драйвовые. Уже по названию понятно, что такие соло составляют часть мажорных песен, создавая энергичную атмосферу.

соло на гитаре

Можно ли играть соло на акустической гитаре

Конечно, чаще всего для исполнения сольных партий используется именно электрогитара, так как дополнительные примочки позволяют создавать уникальные звуковые эффекты, а также выделять инструмент на общем фоне.

Но этот факт далеко не является основополагающим в выборе инструмента для исполнения соло. Некоторые музыканты играли соло именно на акустической гитаре, при этом звучание было отличным.

Например, группы Kiss, Nirvana, Pearl Jam в концертах представили свои композиции в акустических версиях, использовав для игры соответствующие инструменты.

В российском роке наиболее ярким считается исполнение соло гитариста группы Ария в песне «Кровь за кровь».

соло на акустике

Список песен с простыми соло для начинающих

Чтобы научиться играть соло, можно начать с исполнения уже написанным и всем знакомых партий. В этом списке всем известные песни, которые имеют сольные партии. Именно с их исполнения можно новичкам начать знакомиться с соло, а также оттачивать навыки его игры. Некоторые из них можно исполнять на акустике, но также имеет место исполнение на электрогитаре для начинающих музыкантов.

  1. Кино – Спокойная ночь
  2. Red Hot Chili Peppers – Scar Tissue
  3. ДДТ – Что такое осень
  4. Van Halen – Ain’t Talkin’ ‘Bout Love
  5. Red Hot Chili Peppers – Californication
  6. Greenday – Holiday
  7. White Stripes – Seven Nation Army
  8. Би-2 – Полковнику никто не пишет
  9. Nirvana – Smells Like Teen Spirit
  10. Агата Кристи – Сказочная тайга.

Популярные приемы игры соло

Соло значительно выделяется среди общего фона композиции. Это в основном связано с тем, что в этой части произведения используются специальные приемы, которые вносят разнообразие и придают уникальное звучание.

Бэнд

Под бэндом понимается подтяжка струны пальцем с дальнейшим изменением высоты ноты. Это наиболее распространенный прием среди соло-исполнителей.

Техника простая — при ударе правой рукой по струне берется изначально одна нота, затем, пока еще идет звук, палец правой руки резко меняет свое положение, при этом звучание меняется в рамках одного удара по струне.

Бэнд музыканты всегда делают только на слух. Поэтому во избежание фальши используется тюнер.

Вибрато

Колебание струны, созданное искусственным путем, называется вибрато. Многие считают этот прием очень легким, но это не так. Основная задача не только создать колебание, но полностью держать его под контролем.

Чтобы правильно сделать вибрато, нужно сыграть ноту, а пальцем левой руки при этом раскачивать струну, создавая вибрацию. При этом высота ноты немного меняется.

Тэппинг

Данный прием исполняется путем стука пальца по струнам.

Например, зажимается один лад на струне пальцами левой руки, а пальцем правой руки ударяется струна на другом ладу, а после удара палец левой руки сдергивает струну.

При одноголосом тэппинге звуки правой и левой рукой извлекаются по очереди.

Легато

Еще один весьма распространенный прием — легато. Бывает восходящим (хаммер он) и нисходящим (пулл-офф).

Под легато понимается плавный переход от одной ноты к другой.

В случае восходящего легато принцип исполнения следующий: берется нота на грифе, играется левой рукой, и пока эта нота еще звучит, быстро зажимается другая, более высокая, ноты на этой струне, но при этом струну необходимо ударить пальцем левой руки, чтобы звук не плавно съехал, а именно поменял свое звучание.

При нисходящем легато техника исполнения идентична, только звук меняется на более низкий, а пальцем струна не бьется — он просто сдергивается со струны.

Межструнные скачки

Суть данного приема в скачках между струн. Музыкант намеренно играет ноты таким образом, чтобы их звучание создавало скачущий эффект, или эффект галопа. Высота нот при этом должна быть сильно заметна.

Глиссандо

Этот прием исполняется путем скольжения по ладам от ноты к ноте, не отрывая пальца от грифа. При этом звук может двигаться как вверх, так и вниз. Главное, создать плавность движения.

Хроматика

Данный прием получил свое название от одноименной гаммы, интервалы между нотами которой составляют пол тона. Это означает, что и при использовании хроматики между нотами соблюдается именно такой интервал.

Упражнения для развития техники

Боксы пентатоники и гаммы

На основе простейшей из гамм строится большинство сольных партий. Поэтому обучение и отработка пентатоники каждого аккорда, а также игра гамм существенно поможет подготовиться к исполнению как уже известных сольных партий, так и к созданию собственных.

Для мажора и минора существует по 5 основных боксов пентатоники. Их знание и умение обыгрывать позволит исполнять соло на гитаре.

боксы пентатоники

Игра под аккорды

Данное упражнение направлено на развитие слуха и механики действий. Принцип заключается в том, что ставится бэкинг — трек с аккордами, а под них гитарист играет соответствующие гаммы, самостоятельно определяя временные интервалы, позиции пальцев и длительность нот.

Работа над техникой

Это, пожалуй, самое важное в тренировках, так как сольная партия всегда привлекает очень много внимания и требует идеального исполнения.

Чтобы правильно развить технику, нужно соблюдать несколько правил:

  • заниматься строго с использованием метронома.
  • Начинать изучение с очень медленного темпа. Оптимальным считается 60 ударов в минуту, однако, можно попробовать еще медленнее. Каждый музыкант должен ориентироваться только на себя.
  • Важно не научиться играть быстро, а играть чисто. Все ноты и приемы должны четко исполняться.
  • Темп увеличивать стоит только по мере освоения и чистой игры. Не стоит увеличивать темп, если качество игры еще не достигло максимума.

игра на гитаре

Учим простое соло

После того как все приемы и гаммы отработаны, можно начать разучивать гитарные соло для начинающих. Лучше выбирать те, которые содержат приемы, получающиеся лучше всего, а не состоят их всех возможных техник.

Как самостоятельно придумать гитарное соло

Механизм создания соло не так прост и под силу далеко не каждому опытному музыканту. В первую очередь, это связано с тем, что создание музыки требует наличия большого багажа теоретических знаний, а во-вторых, техника исполнения музыки также должна быть на высочайшем уровне. Третьим фактором служит то, что создатели сольных партий должны тонко чувствовать музыку и иметь достаточно яркие творческие способности.

При наличии всех достаточных факторов, необходимых для создания соло, следует придерживаться такого алгоритма:

  1. Установить тональность
  2. Определить часть песни, где будет играться сольная партия и ее гармонию.
  3. Установить базовые ноты и гармонию сольной части, которую необходимо сочинить.
  4. Разделить на фразы, добавив лики и переходы между ними.
  5. Разнообразить техническими приемами, подходящими по смыслу. Не стоит использовать в одной партии сразу все приемы.

Оцените статью
Все об игре на гитаре
Добавить комментарий