Существует достаточно много тональностей. Все они непременно относятся к одному из наклонений — мажорному или минорному. Многие из них содержат диезы и бемоли в количестве от 1 до 7, а в некоторых таковых не имеется. Но также среди многообразия тональностей имеются параллельные между собой.
Основы лада и тональности в музыке
Понятие лада в музыке представляет собой совокупность звуков, которые делятся на основные (устойчивые) и неустойчивые, требующие разрешения. Также второе значение лада — определение характера музыкальной композиции, выражаемое принадлежностью к одному из двух наклонений — мажор или минор.
Тональность в свою очередь указывает на высоту лада и определяется по тонике — первой ноте гаммы, которая в совокупности с наклонением определяется название, состоящее из двух слов: тоника плюс название лада.
От любой ноты можно построить тональность любого наклонения. При этом из названия будет понятно, какая нота является тоникой и какое настроение у тональности.
Существенным отличием тональностей друг от друга является наличие или отсутствие знаков альтерации — диезов и бемолей. Их использование необходимо для того, чтобы соблюдать все интервалы между ступенями, так как любая гамма строится по определенному принципу, требующему соблюдения интервалов между нотами.
Параллельные тональности
Чтобы понимать, что же такое параллельные тональности, необходимо запомнить следующее: гаммы у данных тональностей содержат одинаковые звуки и ноты, но они расположены в ином порядке. При этом всегда мажору будет параллелен минор и наоборот.
Все параллельные тональности делятся на 3 категории:
• не имеющие знаков альтерации. Таких тональностей всего 2. И это До мажор и Ля минор.
• содержащие в себе один и более диезов. Такими тональностями являются Соль мажор и Ми минор, Ми мажор и До-диез минор, Си мажор и Соль-диез минор и другие.
• Имеющие в составе только бемоли. Например, Ми-бемоль мажор и До минор или Ре минор и Фа мажор и другие.
В чем отличие параллельных тональностей
Некоторые новички не всегда понимают, что такое параллельные тональности и зачастую путают их с не менее похожими одноименными или родственными.
Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться к урокам сольфеджио, на которых подробно и с примерами разбираются не только эти понятия в целом, но и обучаются строению, транспонированию и музицированию с использованием знаний о различных видах тональностей.
Если разобраться подробнее в понятии родственных тональностей, то стоит упомянуть, что у одной тональности их может быть шесть, и они определяются ступенями гаммы, на которых можно построить трезвучия. А под одноименными в сольфеджио понимают тональности разного наклонения, но начинающиеся с одной тоники — фа мажор и фа минор, ля минор и ля мажор.
Никакого отношения к параллельным эти разновидности не имеют, и никак с ними не связаны.
Параллельная тональность может быть только одна. И всегда она будет иметь отличную тонику, одинаковое количество диезов и бемолей внутри гаммы, а ноты при этом будут одинаковые у двух разных гамм.
Также всегда мажорной тональности будет иметься параллельный минор.
Как найти параллельную тональность
Знание параллельных тональностей помогает музыканту лучше понимать теорию музыки, а также развивает творческие способности к импровизации и музицированию.
Для того чтобы понимать, как же найти параллельную той или иной тональности, нужно знать ступени гаммы, их порядковый номер, а также правильно определить тонику ключа.
На примере гаммы Си минор можно рассмотреть принцип поиска параллельного ему мажора.
Для начала находим третью ступень. Ей является нота Ре. Это значит, что если все звуки, входящие в гамму Си минор расположить в последовательности от ноты Ре, получится гамма Ре мажор, которая является параллельной Си минор.
Принцип построения тональностей, параллельных друг другу от минора к мажору и наоборот всегда одинаков. Для нахождения параллельного мажора всегда тоникой будет 3 ступень минорной гаммы.При этом если строить параллельную тональность от минора к мажору, то тоника будет находиться на 6 ступени.
Например, в ля-бемоль мажор шестой ступенью является нота фа, а значит от нее будет строиться параллель, и получится фа минор параллелен ля-бемоль мажор.
Зная этот принцип, можно построить для любой тональности параллельную ей.
Для начинающих или тех, кто пока не понимает принцип поиска, можно воспользоваться специальной таблицей, в которой подробно указывается вся необходимая информация.
Использование параллельных тональностей
Знание параллельных тональностей помогает запоминать ноты, которые входят в тот или иной ключ. Для этого достаточно выучить например только ноты мажорной или только минорной гаммы, а далее свободно строить параллельные тональности. Это в любом случае получится быстрее, чем запоминать каждую по отдельности.
Также знание параллельных тональностей помогает выстроить настроение композиции так, чтобы было легко и гармонично переходить от мажора к минору, не теряя при этом гармоничности звучания.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
Если не получается запомнить один вид тональностей и уже строить по ним параллельные, всегда можно воспользоваться таблицей, в которой указаны не только какие тональности параллельны каким, но и содержание бемолей и диезов в них.
Параллельные тональности | Знаки альтерации | |||
Мажор | Минор | Количество знаков | Знаки | |
Тональности без знаков | ||||
До мажор | Ля минор | – | – | |
Тональности с диезами | ||||
Соль мажор | Ми минор | 1 | Фа | |
Ре мажор | Си минор | 2 | Фа, до | |
Ля мажор | Фа-диез минор | 3 | Фа, до, соль | |
Ми мажор | До-диез минор | 4 | Фа, до, соль, ре | |
Си мажор | Соль-диез минор | 5 | Фа, до, соль, ре, ля | |
Фа-диез мажор | Ре-диез минор | 6 | Фа, до, соль, ре, ля, ми | |
До-диез мажор | Ля-диез минор | 7 | Фа, до, соль, ре, ля, ми, си | |
Тональности с бемолями | ||||
Фа мажор | Ре минор | 1 | Си | |
Си-бемоль мажор | Соль минор | 2 | Си, ми | |
Ми-бемоль мажор | До минор | 3 | Си, ми, ля | |
Ля-бемоль мажор | Фа минор | 4 | Си, ми, ля, ре | |
Ре-бемоль мажор | Си-бемоль минор | 5 | Си, ми, ля, ре, соль | |
Соль-бемоль мажор | Ми-бемоль минор | 6 | Си, ми, ля, ре, соль, до | |
До-бемоль мажор | Ля-бемоль минор | 7 | Си, ми, ля, ре, соль, до, фа |